Таким образом, полученные на констатирующем этапе исследования результаты 2 серии эксперимента подтверждают, что на уровень межличностных отношений подростков в первую очередь влияют личностные особенности испытуемых.
Формирующий этап эксперимента (комплекс некоторых занятий по профилактике и разрешению межличностных конфликтов в группе – см. приложение) был осуществлен в экспериментальной группе. По окончании формирующего этапа в экспериментальной группе проведен контрольный этап эксперимента.
Задача контрольного эксперимента – выявить влияние используемой коррекционной программы на эффективность коммуникативных способностей, которые могут повышаться в ходе проведения программы.
Центральный этап состоял из 1-ой серии, направленной на изучение коммуникативных способностей после проведения коррекционной программы. Изучение личностных особенностей после проведения коррекционной работы не проводились, так как коррекционная работа в таком объеме на личностный фактор не влияет.
Данные, полученные в первой серии эксперимента в экспериментальной группе, отражены в таблице №3.
Таблица №3.
Показатели уровня коммуникативных способностей в экспериментальной группе (контрольный этап эксперимента).
№ |
Ф.И.О. |
Оценка |
Уровень коммуникативных способностей |
Вера М. |
5 |
Очень высокий | |
Катя Г. |
3 |
Средний | |
Марина М. |
3 |
Средний | |
Маша Л. |
4 |
Высокий | |
Миша Х. |
5 |
Очень высокий | |
Олег С. |
3 |
Средний | |
Саша И. |
4 |
Высокий | |
Саша Ю. |
5 |
Очень высокий | |
Света М. |
3 |
Средний | |
Света Р. |
3 |
Средний | |
Света Л. |
4 |
Высокий | |
Таня В. |
5 |
Очень высокий | |
Таня С. |
4 |
Высокий | |
Юра С. |
3 |
Средний |
Из таблицы №3 видно, что при изучении коммуникативных способностей в экспериментальной группе после проведения коррекционной программы, выделяются следующие уровни коммуникативных способностей: