Программное обеспечение физического воспитания школьников

Страница 1

физический воспитание аномалия нарушения речь

Известно, что в нашей стране на протяжении многих лет физическое воспитание строится на основе государственных программ, которые за время существования СССР претерпевали значительные изменения. В настоящее время действует Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей, подготовленная в 1993 году В.И.Ляхом [46].

В данной программе указано, что в соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества и исходя из сущности общего и среднего образования целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему гармоническому развитию личности. К основным задачам физического воспитания в школе относятся:

- укрепление здоровья содействие нормальному физическому развитию;

- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

Особенность данной Программы заключается в том, что содержание учебного материала делится на две составные части: базовую и вариативную (дифференцированную). Для школьников младших классов (1-4 классы) в содержании базовой части (52 часа в год) входит развитие двигательных способностей: координации движений, скорости, силы, выносливости, гибкости; двигательных умений и навыков и самостоятельные занятия. Вариативная часть программы (16 часов в год), связанная с региональными и национальными особенностями, разрабатывается специалистами республиканских, краевых и областных органов образования [46].

Однако следует отметить, что несмотря на государственный характер данной Программы, в настоящее время она не является обязательной для исполнения в целом ряде учебных заведений. Более того Программа не дает специальных учебных материалов для школьников, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья. Тем не менее, базово-вариативный подход позволяет учителю достигнуть оптимального базового уровня физической подготовленности [14, 39, 44, 58, 67]. Многие специалисты считают правильным подход разработчиков данной Программы, которые выделили в качестве самостоятельного раздела ее вариативную часть, которая расширяет возможности использования современной системы физкультурного образования в средней школе [46].

На наш взгляд, представляет интерес работа И.И.Сулейманова [56], в которой авторы показывают, как можно эффективно строить учебно-воспитательный процесс по физической культуре в новых учебных заведениях (гимназии). Эти занятия основаны на дифференцированном подходе. Авторы считают, что для реализации поставленной цели - укрепление и поддержание здоровья школьников, повышение их физической работоспособности - определены следующие этапы:

первый - этап начального физкультурного образования;

второй - этап базового физкультурного образования;

третий - этап углубленного физкультурного образования.

Этап начального физкультурного образования охватывает 1-3-й классы и решает задачи приобщения юного гимназиста к физической культуре, привития интереса к уроку физической культуре, развития физических качеств, создания основных двигательных умений и навыков. Содержание учебного материала при этом планируется с учетом физического состояния, а учебная группа дифференцируется как низкая, средняя и высокая (с подразделением их соответственно на группы «зайцев», «белок» и «ежей»).

Страницы: 1 2 3

Навигация