Целый ряд авторов, отмечая известный факт, что двухразовые регламентированные занятия физическими упражнениями в неделю не позволяют учителю в полной мере организовать целенаправленную работу по совершенствованию физической подготовки школьников, предлагают шире применять дифференцированный подход к использованию учебной программы для младших школьников
Одну из альтернативных программ разработали И.И.Сулеманов [56], суть которой заключается в следующем. Авторы предлагают применять для школьников 1-3-х классов дифференцированный подход с использованием игрового метода. Программа состоит из пяти глав:
- первая включает в себя содержание учебного материала дифференцированных уроков физической культуры для учеников начальной школы;
- вторая предусматривает дифференцированное развитие физических качеств учащихся младших классов;
- третья посвящена вопросам домашнего задания по физической культуре школьникам как одной из форм повышения двигательной активности учащихся и привития навыков самостоятельного выполнения физических упражнений;
- четвертая глава раскрывает игровые средства физического воспитания, используемые на дифференцированных уроках физической культуры;
- пятая включает в себя нормативные требования к учащимся 1-3-классов.
По мнению А.С.Гречко [21] в программе должна быть сформулирована следующая цель физического воспитания: укрепление здоровья и содействие нормальному физическому развитию. Одним из путей достижения этой цели служит учебная дисциплина «физическая культура», задачами которой являются:
- развитие двигательных способностей;
- обучение важным двигательным умениям и навыкам;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
По нашему мнению, представляет практический и теоретический интерес концепция физического воспитания школьников, разработанная Ю.А.Янсоном [63]. Она базируется на пяти концептуальных идеях и пяти требованиях по формуле «5+5». Они заключаются в следующем:
Физическое воспитание школьников направлено на реализацию целей исторически сложившейся системы физического воспитания и решения оздоровительных и воспитательных задач.
На основе целей и задач физического воспитания определяются средства (физические упражнения), методы (система методов), формы организации занятий физическими упражнениями школьниками разных возрастных групп.
Обосновывается необходимость формирования физкультурного и спортивного центра школы.
Занятия физическими упражнениями для всех школьников строятся путем создания рационального двигательного режима ученика, класса, школы в целом.
Процесс физического воспитания школьников осуществляется на основе измерений показателей состояния здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности школьников.
В концептуальные требования, по Ю.А.Яносону [63], входя следущие разделы: 1) оптимизация, интенсификация и ритмизация процесса физического воспитания; 2) комплексный подход в решении задач физического воспитания; 3) реализация возрастного аспекта в методике занятий физическими упражнениями; 4) дифференциация и индивидуализация занятий физическими упражнениями; 5) психологическое обеспечение физического воспитания школьников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: