Для современной образовательной системы проблема сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайна важна. Разработкой педагогических систем по сенсорному воспитанию детей занимались как представители зарубежной педагогики, так и отечественные представители классической русской и современной педагогики. В работах таких зарубежных ученых, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори, дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного, сенсорного развития и воспитания.
Ян Амос Коменский в своей педагогической системе выделяет программу материнской школы, как начало воспитательной и образовательной работы с ребенком. Дидактические задачи при воспитании детей дошкольного возраста должны, по мнению Я.А.Коменского, заключаться в расширении непосредственного опыта ребенка, в обогащении его эмпирическими знаниями о предметах и явлениях природы, в обучении умению различать сходные предметы и явления, правильно их называть [20].
Педагогическое наследие этого великого педагога-гуманиста является уникальным итогом развития педагогической теории и практики предшествующих веков. Коменский в своей книге «Материнская школа» заложил основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
И.Г. Песталоцци, опираясь на взгляды Я.А.Коменского, является одним из первых представителей западноевропейской педагогики. Он разработал свою воспитательную систему раннего развития и воспитания детей дошкольного возраста. И.Песталоцци говорил, что начинать обучение ребенка нужно с периода младенчества. Он считал, что познание окружающего мира детьми раннего возраста должно происходить посредством обучения. Обучение, исходящее от взрослого, является более высокой ступенью по сравнению с природным обучением. Он советует обучать так, чтобы уже в раннем детстве в сознании ребенка фиксировался определенный круг представлений, дети овладели бы некоторыми навыками, которые станут основой для последующего развития. И.Песталоцци предлагал сделать для ребенка более определенными и обширными первоначальные представления о главных предметах нашего сознания, полученных при наблюдении за ними.
Иоганном Песталоцци была также разработана теория элементарного народного образования, методика изучения детьми форм предметов, развития элементарных математических представлений и речи, не ограничиваясь в познании осязанием. Содержание дошкольного образования у И.Песталоцци включает 3 элемента: форму, число и язык. Он определил, что знания формы и числа должны были предшествовать знанию языка, а последнее должно проистекать из первых [31]. Особенно важным для первоначального обучения является развитие способности наблюдения предметов и тщательного их изучения. Из наиболее значимых способностей ребенка Песталоцци выделил способность воспринимать речь, способность воспринимать форму и способность воспринимать количество. Он дал обоснование этому положению, исходя из роли чувственного восприятия.
Теорию и методику элементарного образования И.Г.Песталоцци можно рассматривать, как один из вариантов программы развивающего обучения.
Представители отечественной педагогики также уделяли большое внимание проблеме раннего сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Одним из представителей классической русской педагогики, который одним из первых занимался вопросами воспитания детей дошкольного возраста, является В.Ф.Одоевский. Дидактические идеи, выдвинутые Одоевским, внесли серьезный вклад в развитие дошкольной педагогики в России. В своих работах он опирался на педагогические учение и системы И. Песталоцци и Ф. Фребеля. В своей основной теоретической работе «Опыт о педагогических способах при первоначальном обучении» Одоевский обращает внимание на ранний возраст, как на важную ступень развития, заслуживающего пристального внимания педагогики [30]. Идеи дошкольного воспитания В.Одоевского составляют органическую часть педагогики, демократичную и прогрессивную по своему направлению.
Одним из русских педагогов, кто уделял большое внимание вопросам дошкольного обучения, является К.Д. Ушинский. Он рассматривал содержание дошкольного воспитания, опираясь на учения отечественных и зарубежных исследователей. К.Д.Ушинский признавал прогрессивное значение фребелевских занятий для детей при условии, что ими руководит воспитатель, умеющий творчески их применять.
Среди представителей зарубежной педагогики после И.Г. Песталоцци, ярко выделяется педагогическая система Фридриха Фребеля. В создании собственной системы обучения он опирался на идеи педагогов И.Г. Песталоцци и Я.А. Коменского.
В своей работе «Воспитание человека» он попытался проследить жизнь человека с самых первых ее проявлений до юношеского возраста, подчеркнув преемственность и связь всех ступеней развития человека и самоценность каждого отдельного периода. Характерной чертой фребелевской дидактики является непосредственное обучение, которое ведет воспитательница в виде занятий с группой детей. Это обучение происходит с использованием наглядного дидактического материала, сопровождая показ материала стихами или песенкой [41].