В своих педагогических трудах Фребель обращает внимание педагогов на необходимость той предметной среды, которая обучающим образом будет вызывать ребенка к познанию окружающей обстановки. Также он разработал систему из 6 «даров»[13]. В связи с биологической потребностью детей в игровой деятельности, Фребель создал игры-занятия, в которых серьезное содержание давалось в игровой форме. Компьютерный мастер метро волоколамская компьютеры компьютерная помощь у метро волоколамская.
Фребель в своих работах отмечал, что ребенок, подобно сказочным героям, может во всем видеть все и из каждого предмета сделать все. Немецкий педагог предполагал, что при помощи «даров» ребенок не только знакомится с предметами окружающей обстановки и развивает фантазию, но и узнает отношения между предметами, их сочетания по форме, размеру, познает физические явления. Фребелевская система игр-занятий с «дарами» преследовала цель сформировать у детей представления о формах жизни, познания, они являются также средствами умственного, эстетического воспитания детей [41].Положительным результатом соединения обучения и игры у Фребеля явилась идея дидактических игр, в которых обучение связывалось с игрой – игры на различение формы, цвета и величины. Эта систематизация игр Фребеля оказала значительное влияние на развитие системы сенсорного воспитания дошкольников.
Развитие педагогической системы Ф. Фребеля оказало огромное влияние на развитие системы дошкольного образования в дореволюционной, а затем и в советской педагогике.
Крупные деятели в области дошкольного воспитания, такие как Е.Н. Водовозова, А.С. Симонович, Б.И. Хачапуридзе и другие, стали развивать дидактику детских садов, используя музыкальные народные игры, подвижные игры и народные игрушки. Дидактика детского сада начинала связываться с окружающей жизнью, преодолевался отвлеченный характер фребелевских занятий, так как вводились ручные работы [17].
Также как и в отечественной дошкольной педагогике, в зарубежной дошкольной педагогике XIX века игровой метод получил широкое развитие, а дидактические игры прочно вошли в практику зарубежных детских садов. Исследованиями этой проблемы занимался бельгийский педагог Овид Декроли. Педагогическая система О. Декроли утверждала, что методика дошкольного обучения и воспитания должна происходить из потребностей и интересов самого ребенка [32].Бельгийским педагогом было подмечено, что усвоение знаний ребенком проходит 3 стадии: стадию наблюдения, ассоциации и выражения. Каждая из этих стадий имеет конкретные педагогические задачи. Под наблюдением О. Декроли понимал не только зрительное восприятие, но и использование всех органов чувств в процессе познания окружающего мира. Под этим он имел в виду сенсорное воспитание. По его мнению, наблюдение фиксируется и в речевом развитии. Декроли является первым из педагогов, кто ввел группировку предметов, обобщение по одному характерному признаку. О. Декроли создал также систему дидактических игр, обеспечивающих сенсорное развитие детей.
В отличие от своего учителя Ф. Фребеля, Декроли использовал в играх не геометрические тела, а предметы окружающего мира, включая в игры представления от наблюдений. Педагог выделил несколько классификаций игр.
Это сенсорно-зрительные, двигательные игры; игры, подготавливающие к счету, чтению, грамматические игры.
Педагог отмечал особую значимость игр, способствующих развитию сенсорного восприятия. Значение этих игр в том, что они являются средством сенсорного и духовного развития ребенка [32].
В то же время в России в конце XIX начале XX века общественное воспитание детей дошкольного возраста стало приобретать все больше государственное значение. В то время вопросами сенсорного воспитания занимались Ю.И. Фаусек, Ф.Н. Блехер, Е.И. Тихеева. Первоначально в советских детских садах сенсорное воспитание осуществлялось по системе М. Монтессори. Юлия Фаусек была основным проводником идей Монтессори. Она внесла в систему много оригинального, существенно изменила роль педагогического руководства, дополнив самостоятельную работу детей с дидактическим материалом элементами прямого обучения, осуществляемого педагогом [17].В 20-е года XX века система Монтессори подверглась резкой критике и существовала необходимость ее замены.
Попытку замены системы Монтессори другой системой предприняла Е.И.Тихеева. Опираясь на педагогические учения Я.А.Коменского и И.Г.Песталоцци, она разработала дидактику детского сада, основанную на введении занятий посредство дидактического материала и дидактических игр [11].Е.И.Тихеева ввела в практику «естественный» дидактический материал: камешки, листья, шишки.
Он был предназначен для ознакомления детей с формой. Е.И.Тихеева считала «гимнастику органов чувств» вспомогательной задачей для воспитания восприятия. Она писала: «Дети приобретают все основные сенсорные представления из окружающей жизненной обстановки, а специально созданные пособия служат для проверки добытых представлений ребенка в тех случаях, когда окружающая обстановка не дает всего необходимого материала» [11,15].Тихеева использовала в целях сенсорного воспитания дидактический материал двух видов: искусственный и природный, а также предметы обихода. В разработанной ею программе работы детского сада предусматривалось ознакомление детей с цветом и его оттенками, звуками, запахами. По сравнению с педагогической системой сенсорного воспитания Е.И. Тихеевой, система сенсорного воспитания М. Монтессори отличается свободой действий ребенка. В основу этой системы заложена биологическая предпосылка-любая жизнь есть проявление свободной активности [26].