Условия формирования системы сенсорных эталонов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у воспитанников логопедической группы ДОУ

Современное образование » Условия формирования системы сенсорных эталонов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у воспитанников логопедической группы ДОУ

Задачей сенсорного воспитания и развития дошкольников является обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирования восприятия предметов, чувственного познания отдельных свойств (цвета, формы, величины) как признаков предметов. Как отмечает Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина, одно из условий сенсорного воспитания ребенка-дошкольника – это обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира ребенка.

В ряде работ, посвященных изучению особенностей сенсорного развития детей дошкольного возраста с недоразвитием речи (А.В. Белошистая, Н.Ю. Борякова, А.В. Соболева, Г.А Волкова), отмечается возможность усвоения ими сенсорных эталонов на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Этому способствует речевое развитие и усвоение слов, обозначающих эталонные свойства и отношения. Имеющиеся в педагогической литературе вопросы о развитии сенсорной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи еще до конца не изучены.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи могут дифференцировать простые объемные формы, цвета, оттенки, осуществлять выбор по цвету и величине, т.е. отмечается сохранность восприятия свойств и качеств предметов. Поэтому важно организовывать целенаправленную, коррекционно-развивающую работу с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений, позволяющую развить представления детей о цвете, форме, величине, а также научить словесному обозначению этих свойств.

В связи с этим интересна проблема формирования системы сенсорных эталонов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей логопедических групп.

Цель работы – выявление условий формирования системы сенсорных эталонов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у воспитанников логопедической группы.

Объект исследования – сенсорное воспитание детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и усвоение ими системы сенсорных эталонов.

Предмет исследования – формирование системы сенсорных эталонов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у воспитанников логопедической группы.

Гипотеза исследования – формирование системы сенсорных эталонов у воспитанников логопедической группы зависит от их познавательной речевой деятельности, наиболее эффективные условия развития которой создаются на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Задачи исследования:

1. Изучение педагогической и специальной коррекционной литературы по теме исследования.

2. Выявление особенностей сенсорного развития дошкольников с общим недоразвитием речи.

3. Разработка методических рекомендаций по усвоению системы сенсорных эталонов детьми логопедической группы на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Методы исследования - анализ педагогической и коррекционной литературы, констатирующий и формирующий эксперимент, количественный и качественный анализ результатов.

Научная значимость – выявлены условия формирования системы сенсорных эталонов на занятиях по обучению детей арифметическим задачам.

Теоретическая значимость – выявлены особенности сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи, которые связаны с уровнем речевого развития, памяти и восприятия, распределены группы детей по уровням овладения сенсорными эталонами.

Практическая значимость – разработаны методические рекомендации по особенностям формирования системы сенсорных эталонов у детей с общим недоразвитием речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений для воспитателей детских садов, родителей.

Этапы и организация исследования.

На первом этапе исследования (май-июнь 2005 г.) изучалась и анализировалась теоретическая методическая литература по проблеме исследования.

На втором этапе (сентябрь 2005 г.) проводилось обследование детей (с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи) с целью выявления у них уровня сформированности системы сенсорных эталонов, и анализ результатов констатирующего эксперимента.

На третьем этапе (октябрь 2004 -ноябрь 2005 г.) составлялись методические рекомендации.

Исследования проводились на базе ГОУ детского сада №1825. Участвовало 20 детей.

Структура и объем дипломной работы.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.

Навигация