Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки, форму прямоугольников, овалов, треугольников. Дети воспринимают величину объектов, легко выстраивают их в ряд - по возрастанию или убыванию. В подготовительной группе детского саде, по программе, стоит задача развития у детей умения классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению и цвету) и по характерным деталям. Также в этой группе закрепляются знания детей о хроматических и ахроматических цветах спектра. У детей 6 лет закрепляются знания о сенсорных эталонах формы, цвета и величины.
Зарубежные педагоги Д. Альтхауз и Э. Дум, в своей педагогической системе по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста, предлагают учитывать спонтанный интерес детей к цвету и форме, расширять эти знания, и таким образом формируя у детей общие понятия в сенсорном развитии[1].Педагоги отмечают, что при практическом действии со знакомыми предметами, ребенок приобретает опыт на различных уровнях: на уровне действий, на уровне представлений и на языковом уровне. Эти уровни играют большую роль в развитии восприятия ребенка. Ребенок дошкольного возраста отражает действительность на уровне представлений, а приемы классификации и сериации усваиваются детьми в результате непосредственного восприятия предметов и действий с ними. По мнению Альтхауза, вначале ребенок ориентируется на явно выступающие признаки предметов, не связывая их друг с другом. Постепенно ребенок учится выделять такие различия и соотносить их между собой.
В ходе своих исследований педагог выявил, что в возрасте 4-5 лет дошкольники могут различать такие цвета, как черный, белый, коричневый, лиловый и розовый. Дети способны различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и прямоугольник.
Альтхауз отмечает, что многие дети испытывают трудности при словесном обозначении цвета и формы. Это относится к обозначению серого, коричневого и розового цветов [1,20].
В действующей базисной программе развития ребенка-дошкольника «Истоки» сенсорное воспитание в отдельный раздел программы выделяется в младшем дошкольном возрасте. У детей в возрасте от 3 до 5 лет формировать качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущения и восприятия. Ребенок включается в разные виды деятельности (игру, общение, продуктивную деятельность), он учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Авторы отмечают, что зрительное восприятие становится в дошкольном возрасте одним из основных процессов непосредственного познания предметов [16]. Рассматривая новые предметы, ребенок не ограничивается только зрительным восприятием, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Действия восприятия у детей развиваются благодаря усвоению системы сенсорных эталонов (системы цветов спектра, геометрических фигур). Педагоги отмечают, что ведущее значение в развитии сенсомоторных процессов дошкольника приобретает речь. Называя признаки предметов словами, ребенок тем самым выделяет их. Обогащение детской речи словами, обозначающими признаки предметов, отношения между ними способствует осмысленному восприятию предметов и явлений ребенком.