Разработкой методики ознакомления дошкольников с сенсорными эталонами, их усвоением на занятиях по ФЭМП занимались многие известные педагоги: Л.С. Метлина, Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, Т.И. Ерофеева, В.П. Новикова и Т.В. Тарунтаева.
Р.Л.Березина, З.А.Михайлова и Р.Л.Непомнящая в своей методике развития математических представлений у дошкольников, предлагают знакомить детей с сенсорными эталонами формы, цвета и величины. Начиная с младшего дошкольного возраста, детей знакомят сначала с сенсорными эталонами цвета и формы. На первых порах детей обучают группировать различные по цвету предметы (основные цвета: красный, желтый, зеленый, черный), затем знакомят с дополнительными цветами цветового спектра (оранжевым и фиолетовым). Затем предлагаются упражнения в различении и назывании разных оттенков основных и дополнительных цветов (красный, темно-красный, вишневый, розовый). Именно на этой основе, по мнению педагогов, происходит формирование представлений об определенной системе цветовых отношений, о месте и последовательности каждого цвета в солнечном круге.
Н.Н. Поддьяков и В.Н. Аванесова в своей книге «Сенсорное воспитание в детском саду» [35,137] предложили разработанную ими систему знакомства детей с эталонами цвета. Со 2 младшей группы они знакомят детей с основными цветами спектра: красным, синим, желтым, белым и черным цветом. В средней группе знания детей о цвете пополняются светлыми и темными оттенками основных цветов (темно-красный, светло-синий). В старшей группе детского сада педагоги считают, что детей нужно знакомить с дополнительными цветами спектра: зеленым, оранжевым, фиолетовым и голубым.
В подготовительной группе особое внимание уделяется совершенствованию сенсорного опыта дошкольников. В этой группе детям дается представление об определенной и постоянной последовательности в цветовом спектре: сначала красный цвет, далее оранжевый, следом желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Форма является также важным свойством окружающих предметов. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах.
Исходя из описаний З.А. Михайловой и Р.Л. Березиной, геометрические фигуры - это сенсорные эталоны, при помощи которых определяют форму предметов и их частей. Ознакомление с эталонами формы они предлагают начинать с младшей группы и продолжать на протяжении всего дошкольного возраста [40]. Авторы этой педагогической системы отмечают, что сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать форму наряду с другими признаками, но и уметь абстрагировать форму, видеть ее в других предметах. В качестве сенсорных эталонов формы она предлагают использовать плоскостные фигуры. В младшей группе детей учат различать и называть геометрические фигуры: круг и квадрат. Каждая фигура познается в сравнении с другой. Главная роль отводится обучению детей приемам обследования фигур, разного цвета и размера.
В средней группе детского сада детей знакомят с треугольником, закрепляют знания о круге и квадрате. Дети могут группировать фигуры разного размера и цвета, в то время как признаки формы остаются неизменны. С новыми геометрическими фигурами детей знакомят путем сравнения с уже известными: прямоугольник сравнивают с квадратом, шар с кругом, а затем с кубом. Куб сравнивают с квадратом, а затем с шаром; цилиндр сравнивают с прямоугольником и кругом. В старшей группе основной задачей обучения считают формирование системы знаний о геометрических фигурах.
Первоначальным звеном этой системы, по мнению педагогов, являются представления о некоторых признаках геометрических фигур, умение обобщать на основе общих признаков. В этой возрастной группе ими поставлена задача познакомить старших дошкольников с четырехугольником, ромбом.