Методика усвоения сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста на занятиях по ФЭМП

Страница 3

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется дифференцированное восприятие трех измерений, умение упорядочить предметы по их размерам. Формируется также понимание относительности и изменчивости величины.

Рассматривая взгляды отечественных и зарубежных представителей дошкольной педагогики на проблему усвоения сенсорных эталонов дошкольниками можно сделать выводы о том, что формирование системы сенсорных эталонов происходит постепенно и методика усвоения эталонов усложняется на каждом возрастном этапе дошкольного детства. По мнению педагогов (Л.С. Метлина, З.А. Михайлова, Р.Л. Березина, В.П. Новикова и др.), занимающихся проблемой развития математических представлений у детей дошкольного возраста, необходимо уже в младшем дошкольном возрасте научить ребенка воспринимать цвет, форму и величину предметов [12,10].В своей методике развития начальных математических представлений у дошкольников они предлагают сначала познакомить детей с системой эталонов цвета и формы. Причем, усвоение цветов солнечного спектра начинается с основных цветов, далее идет ознакомление с дополнительными цветами спектра. После этого они вводят знакомство с разными оттенками основных и дополнительных цветов.

Заключительным этапом ознакомления дошкольников с цветовым спектром является формирование системы сенсорных эталонов цвета, совершенствование сенсорного опыта детей [40].

Другие отечественные педагоги Н.Н. Поддьяков и В.Н. Аванесова в своей книге «Сенсорное воспитание в детском саду» [35] передали практические разработки по проблеме формирования у дошкольников систем сенсорных эталонов. Они отмечают, что знакомство с эталонами формы, величины, цвета происходит, начиная со 2 младшей группы. Детей знакомят с простейшими понятиями, в последующих возрастных группах материал усложняется. Например, усвоение сенсорных эталонов формы начинается во 2 младшей группе детского сада. Вначале детей знакомят с некоторыми геометрическими фигурами (кругом, квадратом, треугольником) и геометрическими телами (шаром и кубом). В средней группе дошкольников уже знакомят с овалом и прямоугольником. В старшей группе продолжается закрепление знаний детей о уже известных геометрических фигурах, происходит усложнение системы знаний о геометрических фигурах (дети знакомятся с четырехугольником и ромбом). В старшей группе вводится задача по сравнению формы предметов с геометрическими фигурами, как сенсорными эталонами предметной формы. В подготовительной к школе группе детей знакомят с новыми геометрическими фигурами (трапецией, многоугольником, пятиугольником и шестиугольником). Старшие дошкольники уже могут узнавать и различать разные виды овалов, прямоугольников и треугольников [35]. В этой группе детей подводят к пониманию того, что та или иная фигура является эталоном, мерой форм, а также к усвоению системы геометрических фигур.

С другой стороны, проведя анализ программы воспитания и обучения под редакцией М.А.Васильевой и базисной программы развития ребенка «Истоки» можно сказать, что, во-первых, содержание сенсорного воспитания детей включается во многие разделы программ, а в младшем дошкольном возрасте выделяется в специальный раздел программы (в программе воспитания и обучения под редакцией Васильевой) [33].

Авторы программы «Истоки» [16] отмечают, что у детей в возрасте от 3 до 5 лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущения и восприятия. Ребенок, рассматривая новые предметы, не ограничивается только зрительным восприятием, а использует также осязательное, слуховое и обонятельное восприятие. Авторы программы особо отмечают значение развития речи дошкольника в развитии сенсомоторных процессов.

Называя признаки предметов словами, ребенок тем самым выделяет их. Обогащение детской речи словами, обозначающими признаки предметов, отношения между ними, способствуют осмысленному восприятию предметов и явлений детьми.

Страницы: 1 2 3 

Навигация