Корреляционная зависимость внимания и успеваемости

Страница 1

Из самых общих представлений о роли внимания следует, что успеваемость должна быть лучше у детей внимательных. Педагогическая мудрость гласит: «Учить невнимательного — все равно, что наполнять водой бездонную бочку». Эффективное восприятие, осмысливание и усвоение учебного материала невозможно без целенаправленного внимания.

Как правило, у успевающих школьников хорошо развиты основные свойства внимания. Однако мы уже отмечали, что нередко встречаются и такие дети, у которых свойства внимания оставляют желать лучшего, но они, тем не менее, успешно справляются с учебной программой. У некоторых из них это происходит за счет хорошего общего развития и прекрасной памяти. Но есть и другие: эти дети не блещут особой эрудицией, память у них обычная, речевой запас бедный. Что же позволяет им более-менее справляться с учением? По отзывам учителей и наблюдениям психологов, такие дети обладают особой внимательностью.

Однако, если у второклассников различия по успеваемости между специально отобранными группами «внимательных» и «невнимательных» учащихся весьма значительны (средний школьный балл составляет 4,4 у первых и 3,6 у вторых), то в старших классах такие различия выражены не столь явно (3,9 и 3,6).

Иначе говоря, в младшем школьном возрасте хорошо развитые свойства внимания являются одним из факторов, определяющих успешность обучения.

Если очевидна положительная роль всех свойств внимания в целом в повышении эффективности обучения, то относительно вклада отдельных свойств такой ясности нет. Видимо, свойства внимания должны проявляться в учебной деятельности по-разному. Это зависит от пола и возраста учащихся, специфики предмета, содержания учебного материала, способов активизации умственных действий учеников и, наконец, успеваемости

Особое значение для успешной учебной деятельности, по-видимому, имеет хорошее распределение внимания. Как уже отмечалось, именно это свойство играет главную роль у хорошо успевающих школьников младших классов с речевыми нарушениями. Известно, что распределение внимания требует специального обучения, его можно рассматривать отчасти и как интеллектуальный навык. Ведущая роль этого свойства у хорошо успевающих школьников свидетельствует об их умении организовывать и регулировать свое внимание.

Мы уже подчеркивали, что некоторые учащиеся с плохо развитыми свойствами внимания справляются со школьной программой и относятся к числу успевающих. Сравнение свойств внимания хорошо успевающих невнимательных школьников показывает, что главные различия между эти двумя группами касаются распределения внимания и в меньшей степени объема. У успевающих невнимательных учеников 2 класса распределение внимания продуктивнее, а объем внимания больше. Распределение внимания у невнимательных учеников влияет на успеваемость по всем предметам. успеваемость по математике, русскому языку, чтению и труду у них тем выше, чем лучше распределяется внимание.

У невнимательных детей с нарушениями речи нередко существует доминирующая установка «успеть любой ценой», даже ценой ошибок. Они довольно быстро справляются с заданиями, быстрее других учащихся, в том числе и внимательных. Но качество их работы, точность, аккуратность всегда оставляют желать лучшего.

Страницы: 1 2 3

Навигация