Постоянная работа по совершенствованию свойств внимания должна принести положительные плоды, одним из которых будет улучшение успеваемости школьника. По нашим наблюдениям, учащиеся вторых классов, отличающиеся хорошо развитыми свойствами внимания, не просто лучше учатся. Картина взаимосвязи основных свойств внимания и успеваемости таких учеников говорит о более важной особенности: они очень гибко оперируют своим вниманием, активизируя то или иное его свойство в зависимости от специфики учебного процесса.
Так, у внимательных детей особая роль объема внимания овладении математикой. Чем шире объем внимания, тем успешнее они; как правило, обучаются математике.
Иначе выглядит у внимательных учеников взаимосвязь свойств внимания и успешности обучения по русскому языку. На первый план здесь выходит распределение внимания, причем главным является уровень его точности. Особенно ярко это выражено у внимательных мальчиков.
Почему же такое специфическое положение занимает точное распределение внимания у внимательных детей, демонстрирующих хорошую успеваемость по русскому языку? Как известно, наглядно воспроизводит специфику деятельности учеников на уроках русского языка написание словарных диктантов с комментированием. В этой модельной ситуации, неоднократно используемой при изучении внимания выделяются семь параллельно протекающих действия: от первичного восприятия слова и самостоятельного анализа его правописания через прослушивание комментариев и уточнение на их основе первичного анализа к написанию слова и проверке написанного в соответствии с комментированием. Эти действия имеют ориентировочный, исполнительный и контрольный характер. Очевидно, что одновременное развертывание различных по характеру действий требует от ученика с речевыми нарушениями хорошо тренированного распределения внимания; при этом обязательным условием является высокая точность всех выполняемых операций. Чем меньше ошибок делает ученик при выполнении всех одновременно протекающих операций, тем эффективнее он работает
Невнимательные ученики, которые в этих условиях делают ставку на скорость работы, стремятся успеть сделать побольше, оказываются тут в проигрыше; их работы пестрят ошибками.
Особый вопрос - связь внимания и успешности овладения чтением. Среди младших школьников встречаются дети, испытывающие трудности при овладении навыками чтения. По некоторым представлениям, развитым в основном в зарубежной литературе, эти трудности определяются недостаточным развитием внимания у детей с нарушениями речи.
Внимательные дети читают тем лучше, чем более устойчиво их внимание. При этом особую роль играет сохранение высокого уровня точности. Советский психолог Д.Б.Эльконин подчеркивал, что точность на первых этапах овладения чтением играет очень важную роль, более важную, нежели понимание прочитанного.
Внимательные школьники в процессе чтения, поддерживая устойчивое сосредоточение внимания на тексте при высоком уровне точности воспроизведения слова, опять оказываются в лучшем положении по сравнению с невнимательными.