Констатирующий этап эксперимента. Диагностика внимания

Страница 1

Психодиагностика свойств внимания детей младшего школьного возраста должна быть направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.

Мы проводим эксперимент с группой детей с ОНР, состоящей из 10 человек. Пять из них составили экспериментальную группу и пять – контрольную группу.

Для проведения обследования была создана подходящая обстановка, т.е. исключены яркие, необычные предметы, которые могли бы отвлечь внимание ребенка от предложенных заданий. Эксперимент проходил за столом, размеры которого соответствуют росту ребенка.

Для диагностики внимания были использованы методики:

“Таблицы Шульте”

“Корректурная проба”

Методика “Таблица Шульте”

Цель: Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

Инструкция: Испытуемому предъявляют первую таблицу: “На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку”. Затем таблицу закрывают и продолжают: “Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок”. Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Основной показатель – время выполнения, а также количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена “кривая истощаемости”, отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

0 1 2 3 4 5

Номер таблицы

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как эффективность работы (ЭР), степень врабатываемости (ВР), психическая устойчивость (ПУ), которая предложена А.Ю.Козыревой.

,

где Т1 – время работы с первой таблицей,

Т2 - со второй,

Т3 – с третьей,

Т4 – с четвертой,

Т5 – с пятой.

Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

Возраст, лет

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

10

45 и меньше

46-55

56-65

66-75

76 и больше

11

35 и меньше

36-45

46-55

56-65

66 и больше

12

30 и меньше

31-35

36-45

46-55

56 и больше

Страницы: 1 2 3 4

Навигация