Рассмотрим особенности развития познавательных способностей подростка.
Развитие восприятия в данный период происходит, прежде всего, в произвольных его формах, в перцептивных действиях, актах планомерного наблюдения за определенными объектами, которые направляются познавательными и практическими целями. Восприятие становится сложным интеллектуальным процессом, опосредствованным предыдущим опытом, имеющимися знаниями и интеллектуальным потенциалом.
Растет объем внимания, способность долго хранить ее интенсивность и переключать из одного объекта на другой; при этом растет и выборочность внимания и ее зависимость от направленности интересов, которая предопределяет характерную для многих юношей и девушек несостоятельность сконцентрироваться на чем-то одном, почти постоянную рассеянность внимания.
Основная тенденция в развитии памяти на этом этапе заключается в последующем росте и укреплении ее произвольности [23, C. 145]. В частности, произвольное запоминание становится значительно более производительным, чем непроизвольное, намечается специализация памяти, предопределенная ведущими интересами. Совершенствуются способы запоминания за счет сознательного использования рациональных приемов. Заметно растет производительность памяти на абстрактный материал.
В интенсивном интеллектуальном дозревании, характерном для подростничества, ведущая роль принадлежит развитию мышлению. Предопределенно это в первую очередь тем, что учебная работа в старших классах создает благоприятные условия для перехода к высшим уровням абстрагирующего и обобщающего мышления. Научные понятия становятся не только предметом изучения, но и инструментом познания объективной действительности, в ее закономерных связках и отношениях. Мышление становится системным. Знания образуют определенную систему, которая постепенно трансформируется в когнитивную модель мира, который служит основой формирования мировоззрения. Развивается потребность в теоретическом обосновании объяснений явлений действительности, выведении частичных связей явлений, из какого-то общего закона или подведения его под определенную закономерность и тому подобное. Изменяется соотношение между возможным и действительным в интересах сферы возможного, что предопределяет интеллектуальное экспериментаторство, своеобразную игру в понятие и формулы.
Старший школьный возраст знаменуется открытиям для себя собственного внутреннего мира, развитием способности углубляться у себя, в мир своих переживаний и психических состояний [14, C. 70]. Значительное место в психической жизни в этом возрасте занимают мечты, которые становятся особенно конкретными и действенными. Содержательный анализ мечтаний юношей показывает, что они зачастую выполняют роль психологической защиты от имеющихся в их жизни конфликтов и противоречий.
Исследователи отмечают существенное углубление в последние годы кризиса самооценки подростков и юношей. Причина роста негативной самооценки кроется прежде всего в отсутствии возможности удовлетворить обостренную потребность в общественном признании, что «задерживает его личностное самоопределение».
Отражается это в тяге детей 14-15 лет к интимно-личному и стихийно-групповому общению со сверстниками, в появлении разного рода компаний, неформальных групп. В 16-17 лет наблюдается отчетливая тенденция предпочитать не интимно-личное и стихийно-групповое общение, а социально ориентированную форму общения, создающую для юноши действительные условия их признания как социально значимых лиц. Данная тенденция связана со свойственным юношам активным стремлением к занятию новой социальной позиции, с осознанием им своего Я и утверждением во взрослом мире. При этом, согласно У.В. Удальцовой, речь идет не о желании ребенка подражать взрослым, а о том, что «он жаждет приобщаться к их делам и отношениям, у юноши появляется чувство социальной ответственности как возможность и необходимость отвечать за себя и за других на уровне взрослого человека».
Выступая как важный этап становления личности, юношеский возраст представляет вместе с тем не единовременный акт, а сложный период в процессе личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания.
В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно обрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности. В юности молодой человек расширяет диапазон добра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, низменного, злого.