Профессиональное обучение: осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии.
Профессиональная адаптация: формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений
Самореализация в труде: выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.
Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека.
Итак, психологические особенности детей старшего школьного возраста составляют:
развитие внутренней (интрасоциальной) позиции и осознание себя в своих отношениях с окружающими;
смена внутренней позиции и обращенность в будущее становится основной направленностью личности;
изменение строения мотивационно-потребностной сферы;
формирование жизненных планов, жизненной перспективы подростков, что приводит к коренному изменению отношения учащихся к школе, отметкам, оценкам себя и окружающих, к новому соотношению близких и далеких целей;
в основном прагматическая направленность личности;
формирование психологической готовности к личностному и профессиональному самоопределению;
повышенный уровень тревожности как у мальчиков, так и у девочек;
возникновение специфической ориентации на будущее.
Анализ основных исследований психологии самоопределения показал наличие нескольких направлений в обсуждении сущности природы данного явления. Согласно Рубинштейну базовой характеристикой самоопределения является ее внутренняя организация, самодетерминированность. Абульханова-Славская подчеркивает значимость социума в котором происходит процесс самоопределения и умение человека осознанно сделать свой выбор, опираясь на собственные взгляды, а не лишь на внешние условия. По Петровскому самоопределение – процесс «борьбы» с внешними условиями, которая происходит в коллективе. Умение удержать свою позицию является ключевым в процессе самоопределения согласно данному автору.