На этом этапе исследования нами было повторно проведено исследование готовности к обучению грамоте умственно отсталых детей по использованным на этапе констатирующего эксперимента методикам.
В целом можно сделать следующие выводы. У повторно обследованных умственно отсталых детей отмечено улучшение развития ручной моторики. Повысился уровень развития фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Увеличился активный словарь. Аграмматизмы в речи наблюдались мене часто. В таблице 7 представлена динамика состояния функций фонематического слуха умственно отсталых детей до и после проведения формирующего эксперимента.
Таблица 7
Динамика состояния функций фонематического слуха (в баллах)
Дети |
Опознание форм |
Различение фонем, близких по способу и месту образования |
Повторение за логопедом слогового ряда |
Выделение исследуемого звука среди других |
Определение наличия звука в названии картинок |
Определение места звука в словах (начало, середина, конец) |
Раскладывание картинок в 2 ряда | |||||||
До |
После |
До |
После |
До |
После |
До |
После |
До |
После |
До |
После |
До |
После | |
Владимир М. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
Вера К. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Сергей Б. |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
Павел М. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Оксана К. |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Саша Л. |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Кирилл С. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |