Полученные на этапе констатирующего эксперимента результаты показали, что у обследованных детей наблюдается недоразвитие ручной моторики. Выявлена несформированность фонематического восприятия, а также фонематического анализа и синтеза. Словарный запас качественно неполноценный. Недостаточная сформированность семантических полей. Грамматический строй речи нарушен (наблюдаются аграмматизмы). Детям малодоступны операции словоизменения и формообразования слов.
Большинство умственно отсталых детей имеют низкий уровень успешности, у них практически отсутствуют навыки мыслительных операций, что предъявляет особые требования к развитию у них навыков логического мышления в учебной познавательной деятельности.
Уровень развития мышления, состояние речевого развития умственно отсталых детей, уровень сформированности их звукового анализа и синтеза обуславливают направления и методы подготовки к обучению грамоте.
Подготовка к овладению грамотой умственно отсталых детей осуществляется в следующих направлениях:
I. Развитие фонематических процессов и слухо-речевой памяти.
II. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
III. Развитие связной речи.
IV. Развитие зрительно-пространственных представлений.
Развитие речи сопровождается применением заданий на развитие познавательной деятельности, активности.
В ходе обучения применяются различные формы наглядности, игровые приемы, упражнения в занимательной форме. Эффективным является применение, наряду с другими, игровых приемов.
На этапе контрольного эксперимента повторно выявлялся уровень готовности к обучению грамоте умственно отсталых детей после проведения коррекционной работы. Повысилась результативность выполнения заданий на звуковой анализ и синтез. У детей отмечено улучшение развития ручной моторики. Повысился уровень развития фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Увеличился активный словарь. Аграмматизмы в речи наблюдались мене часто. Таким образом, гипотеза подтвердилась.
Приложение 1
Мышление и речь
Существительные в единственном числе |
Правильность ответа |
книга | |
лампа | |
ручка | |
стол | |
окно | |
город | |
стул | |
ухо | |
брат | |
флаг | |
ребенок |
Умозаключения
№ |
Образец |
Задание |
Оценка |
1. |
Огурец: овощ |
Гвоздика:сорняк, роса,садик,цветок,земля | |
2. |
Огород: морковь |
Сад, забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка | |
3. |
Учитель: ученик |
Врач: очки, больница, палата, больной, лекарства | |
4. |
Цветок: ваза |
Птица клюв, чайка, гнездо, перья, хвост | |
5. |
Перчатка: рука |
Сапог: чулки, подошва, кожа, нога, щетка | |
6. |
Темный: светлый |
Мокрый: солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный | |
7. |
Часы: время |
Градусник: стекло, больной, кровать, температура, врач | |
8. |
Машина: мотор |
Лодка: река, маяк, парус, волна, берег | |
9. |
Стол: скатерть |
Пол: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди | |
10. |
Стул: деревянный |
Игла: острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная |