Результаты контрольного эксперимента

Страница 12

Звучит детская музыка, дети рассматривают подарки.

Тема: Звуки [ П ], [ П']

Цели

Образовательные:

1) уточнить артикуляцию звуков [ П ], [ П’];

2) совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

3) учить определять позицию звука в словах;

4) познакомить детей с графическим образом буквы П;

5) учить анализу и синтезу слогов АП, ОП, УП.

Коррекционные:

1) развивать слуховую память, внимание и восприятие;

2) развивать умение концентрировать внимание;

3) развивать умение контролировать импульсивные действия;

4) учить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившееся напряжение (гнев).

Воспитательные:

1) воспитывать навык четкого произнесения звуков [ П ], [ П’];

2) воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Оборудование:

1) предметные картинки (почтальон, поросенок, петух);

2) картинки для составления слов из первых звуков (перечисленные в ходе занятия);

3) конверты с заданиями;

4) индивидуальные зеркала;

5) буквы;

6) звуковые домики;

7) синие и зеленые фишки.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Психогимнастика (позволяет детям снять эмоциональное напряжение, коррегирует эмоционально-волевую сферу).

Изобразите ссорящихся петухов.

Изобразите поросят, которые испугались волка.

Теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, назовите друг друга ласково.

2. Сообщение темы занятия.

Выставляется картина с изображением почтальона, демонстрируются конверты.

Посмотрите, кто это? (Это почтальон). Что он нам принес? (Письма). Какой первый звук в слове “почтальон”? ( [ П ] ). Какой первый звук вы услышали в слове “письма”? ( [ П’] ). Догадались, о каких звуках будем говорить? (О звуках [ П ], [ П’].

3. Характеристика звуков [ П ], [ П’].

Возьмите зеркала. Произнесите звук [ П ]. Что вы видите? (губы сжимаются и разжимаются). Попробуйте пропеть звук [ П ]. Получается? (Нет).

Мы сможем громко крикнуть этот звук в лесу? (Нет).

Значит, звук [ П ] гласный или согласный? (Согласный). В какой домик мы его поселим? (В синий).

Демонстрируется синий домик. Положите руку на горло, произнесите звук

[ П ]. Голос спит или звенит? (Спит). Значит, звук [ П ] глухой или звонкий? (Глухой).

Какой звук мы произносим твердо [ П ] или [П’]? ( [П ] ). А как мы произносим звук [ П’]? (Мягко). Какое слово я вам называла, начинающееся с [ П’]? (Письмо). Звук [ П’] – братец звука [ П ], мы будем обозначать его зеленым кружочком и поселим в зеленом домике.

А теперь скажите, какой звук [ П ]? (Согласный, твердый, глухой).

Теперь поиграем. (Развитие слухового восприятия). Я буду называть звуки

[ П ] [ П’], а вы будете поднимать синий кружочек, если услышите твердый звук, или зеленый, если услышите мягкий звук.

4. Тренировочные упражнения, направленные на формирование четкого фонетико-фонематического образа звуков.

Вы хотите узнать, кто прислал нам письма? Тогда отгадайте загадки.

Впереди пятачок, сзади крючок, посредине спинка, а на ней щетинка. (Поросенок). Выставляется картинка. Какой звук первый в этом слове?

( [ П ] ). Хвост с узорами, сапоги со шпорами, песни распевает, время считает. (Петух). Выставляется картинка. Какой первый звук в этом слове? ( [ П’] ). Итак, от кого письма? (От поросенка и петуха). Это не простые письма, а письма-задания. Но открыть мы их сможем только после того, как вы повторите за мной слоги: па – по – пу, ап – оп – уп, па – па – по. А сейчас скажите мне, какой слог лишний? Па – пу – пы – ка. (Ка).

Посмотрим, что прислал нам поросенок. (Развитие слуховой памяти, внимания, восприятия).

Первое письмо

1) Развитие фонематического синтеза.

Поросенок просит вас угадать, какие слова получатся из звуков, которые я произнесу по его просьбе:

П……о……л

П……и……л……а

П……а……у……к

П……о……т

С каких звуков начинаются все слова? ([ П ], [ П’]).

Какое слово начинается с [ П’]? (Пила).

2) Развитие фонематического анализа и синтеза.

Поросенок предлагает вам составить слова из первых звуков названий картинок. Предъявляются картинки:

Совы усы пушка (слово “суп”). В случае затруднения можно показать картинку).

Плита улитка хлеб (слово “пух”).

Панама антенна роза (слово “пар”).

Луна апельсин платок арбуз (слово “лапа”).

Какой общий звук во всех словах? ([ П ]). Назовите слова, начинающиеся со звука [ П ]. (Пух, пар). Назовите слово, где звук [ П ] в конце. (Суп). Где звук [ П ] в середине? (Лапа). Это задание направлено на определение позиции звука [ П ] в словах.

3) Игра “Говори!”. Развитие умения контролировать импульсивные действия.

Поросенок хочет с вами поиграть. Я буду задавать вам простые и сложные вопросы, но отвечать на них можно будет только тогда, когда я скажу: “Говори!”

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13

Навигация