Знакомство с буквой
Педагог знакомит детей с буквой “З”. Читает четверостишие:
На эту букву посмотри она совсем, как цифра… три.
На что еще похожа буква “З”? Нарисуйте ее в воздухе, на ковре, изобразите с помощью пальцев.
Физминутка. Игра “Наоборот”
Чтобы работалось весело и быстро, педагог предлагает поиграть в игру “Наоборот”. Если учитель называет твердый слог, дети, наоборот, мягкий, если он называет мягкий, дети – твердый. Например “за – зя”.
Д/и “Укрась платья”
Логопед сообщает детям о том, что необходимо украсить платья сестер узорами, подбирая фигуры с картинками для каждого платья. Логопед спрашивает детей, какой звук должен слышаться в названии картинок на платье сестры Злюки? ([з]). А на платье сестры Разини? ([з']). Для того чтобы выполнить быстрее следующее задание злой мачехи, дети делятся на две команды. После выполнения задания проводится взаимопроверка.
Работа по индивидуальным карточкам
Следующее задание злой мачехи заключается в том, что каждому ребенку надо рассмотреть свою картинку, определить, где в слове слышится звук [з] или [з'] (в начале, середине или в конце слова), и закрасить нужным цветом нужную клеточку в схеме слова. Детям предъявляются картинки: зонт, заяц, зебра, ваза, роза, газета. После выполнения задания дети проводят взаимопроверку.
Звуковой анализ слов
Логопед просит посмотреть на картину (зима) и догадаться, что это за слово? Подсказка – в этом слове слышится один из звуков, с которыми сегодня познакомились ребята. Дети делят слово на слоги, называют первый, второй слоги, выполняют звуковой анализ слова зима. Один ребенок работает у доски и дает полную характеристику звуков в слове.
Д/и “Разгадай слово”
Педагог предъявляет следующее задание. На карточке зашифровано слово - лезарко. Каждая буква разного цвета. Чтобы получилось слово необходимо ориентироваться на подсказку в виде цветных вертикальных полос, которые стоят в том порядке, в котором надо поставить буквы. Дети разгадывают слово зеркало. Логопед достает небольшое зеркало и сообщает, что теперь Золушка может привести себя в порядок, чтобы отправиться на бал, а ребятам надо выполнить последнее задание злой мачехи.
Д/и “Зашифрованные слова”
Задание заключается в том, что каждый из ребят получает карточку с зашифрованным словом, которое должен разгадать и напечатать его в своей тетрадке (на карточках слова, где каждая буква разного цвета, слово зашифровано цветными палочками, каждая из которых соответствует какой-то букве и стоит в необходимом порядке). Слова: буз (зуб), зока (коза), тонз (зонт), азав (ваза), заро (роза), БРУЗ (зубр).
Итог занятия
Золушка появляется в красивом платье, благодарит ребят за то, что они помогли ей и она может отправляться на бал. Логопед просит детей показать, какое настроение у Золушки сейчас. Спрашивает о том, какие звуки помогли справиться с заданиями злой мачехи.
Тема: Звуки [с] — [с']
Цели:
Обучение акустико-артикуляционной характеристике звуков [с], [c’].
Закрепление навыка произношения звуков [C]-[C’], навыка различения звуков [C]-[C’] в слогах, словах, фразах.
Развитие фонематического восприятия и слуха.
Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Развитие целостного зрительного восприятия.
Совершенствование навыка звуко-слогового анализа.
Уточнение, расширение словаря.
Формирование связной речи.
Формирование памяти, внимания и мышления.
Воспитание умения общаться друг с другом.
Оборудование:
артикуляционные профили;
индивидуальные зеркала;
предметные картинки; картинки - символы звуков [C]-[C’];
касса букв, звуковые схемы;
игры; конверты с заданиями;
игрушки; мяч; куклы Соня и Сима;
картинки с изображением поезда с вагончиками;
герои мультфильма “Винни-Пух”, “Незнайка”;
магнитофон.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед. Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!
(Дети встают вместе с логопедом в круг. Звучит лирическая музыка.)
Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения
(Дети делают вдох и выдох три раза. )
А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.
Дети. Доброе утро, Юля. Доброе утро, Андрей и т. д. Доброе утро Ольга Валентиновна.