Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами. Предлагаю ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (камешка, шарика), – совсем не трудно, для начала предложите покатать между ладошек шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.
Использование Вальфдорских форм. Для работы на уровне произношения изолированного звука, звукосочетания можно использовать прием рисования ВАЛЬДОРФСКИХ ФОРМ. Рисовать можно ручкой, фломастером, мелом на дощечке, асфальте. При этом выполняются несколько целей: подготовка руки к письму, развитие речи, так как речевое развитие происходит под влиянием развития пальчиков.
Например: произносим звук громче – спираль раскручивается <рисунок 1>, звук тише – закручивается <рисунок 2>, звук от громкого к тихому, спираль переходит из раскрутившейся в закрутившуюся <рисунок 3>
Рисунок 1 Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Кроме того, такое рисование можно использовать и в психорегулирующих целях т.е. рисование вальдорфских форм, непоседливому ребенку лучше рисовать закручивающуюся спираль <рисунок 2>, а тихоне, нерешительному и замкнутому – раскручивающуюся спираль
<рисунок 1>, чтобы успокоить и восстановить -
эмоциональное состояние;
дыхательную функцию;
психику ребенка.
необходимо рисование горизонтальных" восьмерок” <рисунок 4>.
Приложение 6
Тема: "Звуки Б, Бь. Буква Б"
Цели:
Научить детей правильно произносить звуки Б, Бь, и давать акустико-артикуляционную характеристику.
Учить детей анализировать звуковой ряд.
Закрепить связь звука и буквы Б.
Развить фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику и координацию движений, память, внимание.
Сформировать самоконтроль за речью через слуховой, зрительный, тактильно-вибрационный контроль.
Воспитывать усидчивость, дисциплинированность, уважение к товарищу.
Оборудование:
изображения клоунов Бима и Бома;
предметные картинки и игрушки на звуки Б, Бь;
индивидуальные зеркала, кассы букв, элементы буквы Б, аудиозапись.
Ход занятия
1. Оргмомент
Ребята, давайте вспомним, какому правилу нас научил наш друг Звукознайкин.
(Звуки мы слышим, и говорим).
2. Артикуляционная гимнастика
Очень любит наш роток улыбаться. (“Улыбка”)
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал раз, два, (“Лопатка”)
А потом забор построил. Красота! (“Заборчик”)
Рядом с новеньким забором – желобок (“Желобок”)
По нему несется воздуха поток (упр-е на выработку возд. струи)
Мясорубку надо делать не спеша (“Мясорубка”)
Физкультура получилась хороша.
3. Сообщение темы
Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом? (Звук Б). А какой первый звук вы услышали в имени Бим? (Бь).
Сегодня мы познакомимся со звуками Б и Бь.
4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам
Давайте произнесем звук Б перед зеркалом. Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.
Какой звук Б гласный или согласный? (Согласный; твердый, звонкий).
Звук Бь: согласный, мягкий, звонкий, губной.
5. Произношение звуков Б, Бь в слогах. Развитие координации движений
Бим и Бом любят играть на музыкальных инструментах. Они играют на барабане, трубе и балалайке. Давайте поиграем вместе с ними. На барабане: бам-бом-бум-бим;
На трубе: би-ба-бо-би-ба-бо;
На балалайке: ба-бо-бу-ба-бо-бу.
6. Анализ слогов би, ба, бу и слов Бим, Бом
Бим спрашивает зачем вам эти цветные кружочки? (Чтобы обозначать звуки.)
А что это за замки и почему они разноцветные? (В этих замках живут звуки. В красном замке живут гласные звуки, в синем - твердые согласные, а в зеленом - мягкие согласные.)
Возьмите в левую руку синий кружок, а в правую - красный. Даю вам звуки б, а. Какой слог получился? (Ба). А теперь Бом дает вам звуки б, о. Верните ему слог. (Бо). Какого звука не хватает этому слогу, чтобы получилось его имя? (Звука М). Бим дает вам кружочками слог би. Дополните слог би звуком, чтобы получилось имя Бим. Кто сможет на доске составить схему слов Бим и Бом?