Эмпирическое исследование психологической готовности к школе детей подготовительной группы

Современное образование » Психологическая готовность к школе детей подготовительной группы » Эмпирическое исследование психологической готовности к школе детей подготовительной группы

Страница 1

Целью экспериментальной работы было изучение проблемы диагностики психологической готовности детей к школьному обучению с учетом различий между мальчиками и девочками.

В процессе написания данной дипломной работы было проведено всестороннее исследование уровня психологической готовности ребенка к школе. Участниками эксперимента были – 20 детей (11 девочек, 9 мальчиков) 6–6,5 которые посещают МОУ КСОШ СП Детский сад «Сказка» Красноборского района Архангельской области.

Понимая психологическую готовность ребенка к школе как многокомпонентное образование, складывающееся из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника, нам необходимо согласиться с тем, что нет и не может быть единственного теста, измеряющего готовность ребенка к школе, необходимо за основу взять комплекс методик.

Основой моей исследовательской работы послужила методика определения готовности к школе (прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе) по Л.А. Ясюковой.

Ядро предлагаемой диагностической системы составляют тесты, позволяющие проанализировать особенности интеллекта ребенка (как общий уровень, так и операциональную структуру) и оценить степень сформированности мышления в понятиях, которое необходимо для успешного обучения и дальнейшего полноценного развития ребенка в школе.

Кроме того, данный диагностический комплекс позволяет оценить уровень и особенности интеллектуального развития ребенка с учетом его репрезентативной системы.

Прогрессивные матрицы Равена, входящие в диагностический комплекс, используются именно для того, чтобы выяснить реальный потенциал обучаемости детей, которые при педагогическом собеседовании, а также по речевым тестам оцениваются как недостаточно подготовленные к обучению в школе.

Выбранная мною методика диагностики готовности к школьному обучению в подготовительных группах детских садов может быть использована для решения следующих практических задач:

– Для изучения индивидуально-психологических особенностей первоклассников с целью индивидуализации и оптимизации процесса обучения.

– Для работы с проблемными детьми в процессе индивидуального консультирования по запросу родителей, учителей, воспитателей детских садов.

– Для диагностики уровня и потенциала интеллектуального развития детей при проведении конкурсных отборов в гимназии.

Прогностическая валидность методики оценивалась в результате лонгитюдных обследований.

Диагностический комплекс состоит из двух методических блоков.

Первый блок методик предназначен для группового тестирования. В него входят гештальт-тест Бендер (зрительно-моторная координация), тест Тулуз-Пьерона (особенности нейродинамики, внимания, работоспособности), тест Равена (субтесты А (визуальное линейное мышление) и В (визуальное структурное мышление), а также проективные рисуночные тесты «Рисунок семьи» и тест Кроха «Дерево» (личностные особенности, самооценка, семейная атмосфера и т.п.)

Второй блок методик предназначен для индивидуальной работы с ребенком. Его цель – выяснить потенциальные возможности ребенка, уточнить проблемные моменты в его развитии. В этот блок входят методики, измеряющие объем кратковременной (зрительной и слуховой) памяти, структурно-уровневые характеристики мышления в аудиальной и визуальной модальностях, речевое развитие и личностные особенности ребенка (тест Тэммл, Дорки, Амен – сфера и уровень тревожности, цветовой тест Люшера – энергетическая обеспеченность и эмоциональные установки по отношению к школе).

1) Групповое тестирование.

Поскольку исследование уровня готовности детей к школе по методике Л.А. Ясюковой целесообразно проводить в два этапа, мы начали исследование с группового этапа. Для исследователя это поспособствовало благоприятному знакомству с детьми, проведению наблюдения за ними для выявления индивидуальных особенностей каждого из участников эмпирической работы.

Тестирование дошкольников проводится в группах по 6–10 человек. Дети рассаживаются по одному за парты или за столы, перед ними доска.

Продолжительность группового тестирования может длиться от 20 до 40 минут в зависимости от объема группы и способностей детей.

Для выполнения работы детям потребуются только ручки, листы бумаги А4.

Порядок предъявлении методик:

1. Тест Тулуз-Пьерона;

2. Тест Равена (серии А и В);

3. Гештальт-тест Бендер;

4. Тест Коха «Дерево»;

5. Тест «Рисунок семьи».

Бланк с корректурной пробой Тулуз-Пьерона, стимульный материал к тесту Равена (две прозрачные кассы среднего размера: в одной кассе – задания серии А, в другой – задания серии В), образец для срисовывания теста Бендер. Для проведения рисуночных тестов требуется простой лист бумаги стандартного размера.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация