Характеристика испытуемых
В экспериментальном исследовании приняли участие 20 воспитанников подготовительной группы детского сада № 124 в возрасте 6,5 − 7 лет. Все дети проходят занятия в детском саду по подготовке к обучению в школе, в том числе и обучению грамоте.
При формировании групп разделение детей на две группы проводилось по следующему принципу: в 1 группу были включены дети с диагнозом ОНР как первичным дефектом; 2 группу составили дети, у которых диагноз ОНР является сочетанным с неврологическими нарушениями.
Описание методик
Пакет диагностических методик формировался на основе заданий, приведенных в работах Т.А. Фотековой, А.В. Ястребовой, И.Н. Садовниковой, Л.Г. Кобзаревой, Р.И. Лалаевой и Л.В. Венедиктовой [20].
При составлении диагностического пакета методики были изменены: некоторые из оригинальных однотипных серий сокращались по количеству предъявляемых слов (звуков, слогов, движений) и объединялись в одну пробу.
Составленный нами пакет методик для исследования включает в себя шесть серий, в каждой из которых содержатся задания, позволяющие определить уровень сформированности той или иной стороны речи и неречевых функций.
1 серия. Исследование звукопроизношения.
2 серия. Исследование словарного запаса.
3 серия. Исследование грамматического строя речи.
4 серия. Исследование навыков языкового анализа и синтеза.
5 серия. Исследование фонематического восприятия.
6 серия. Исследование произвольности действий
1. Исследование звукопроизношения
Цель методики − определение правильности произношения звуков речи.
Обследование включает в себя проверку:
− изолированного произнесения звуков;
− произнесение звуков в слогах (открытых, закрытых, со стечением);
− произнесение звуков в словах (позиция звука в начале, середине и конце слова).
Инструкция: «Я буду показывать тебе картинки, а ты их назови».
Логопед предлагает ребенку картинки с изображениями предметов: сыр, сапоги, сумка, самолет, лиса, весы, доска, лес, автобус, нос и т.д. Ребенку предъявляется пара предметных картинок и предлагается назвать предметы.
Оценка выполнения: за каждое правильно названное слово начисляется 1 балл. Общее количество − 70 баллов.
2. Исследование активного словаря
Цель − исследование словарного запаса, а также умения подбирать обобщающие слова, синонимы и антонимы.
а) Знание конкретных понятий.
Инструкция: «Назови, какие фрукты (мебель, транспорт, посуда, …) ты знаешь».
б) Знание обобщающих слов.
Инструкция: «Назови одним словом».
в) Название частей целого.
Инструкция: «Назови части, из которых состоит этот предмет».
г) Умение называть предмет по предъявленному действию
Инструкция: «Подбери предмет к действию».
д) Умение называть действие по предъявленному предмету
Инструкция: «Скажи, кто что делает».
Врач, змея, кузнечики, собака, тракторист, учитель.
е) Умение подбирать признаки к предмету
Инструкция: «Я назову предмет, а ты опиши, какой он».
ж) Умение подбирать антонимы
Подбор антонимов.
Инструкция: «Назови слово с противоположным значением»
з) Умение подбирать синонимы
Инструкция: «Назови близкие по смыслу слова к слову…».
Оценка выполнения:
Высокий уровень (5 баллов) – правильное выполнение заданий без помощи экспериментатора. Объем словарного запаса соответствует возрасту.
Уровень выше среднего (4 балла) – правильное выполнение задания при незначительной помощи экспериментатора или самостоятельное исправление неправильного ответа после повторного предъявления (уточнения) задания.
Средний уровень (3 балла) – допускаются ошибки при подборе слов, недостаточно развито категориальное мышление (проблемы при классификации предметов), трудности в актуализации нужных слов. Медленный темп при выполнении заданий.
Уровень ниже среднего (2 балла) – неверное подобранные слова. Низкий уровень обобщений, бедный словарный запас, сформированы некоторые видо-родовые понятия, медленный темп работы.
Низкий уровень (1 балл) – неправильное выполнение задания, отказ от ответа. Объем активного словаря в пределах обихода, не сформированы процессы классифицирования предметов.
3. Исследование грамматического строя речи
1. Словоизменение
а) Умение употреблять существительное в различных падежных формах
Инструкция: «Посмотри на картинку и закончи предложение».