Методика проведения констатирующего эксперимента

Страница 1

Характеристика испытуемых

В экспериментальном исследовании приняли участие 20 воспитанников подготовительной группы детского сада № 124 в возрасте 6,5 − 7 лет. Все дети проходят занятия в детском саду по подготовке к обучению в школе, в том числе и обучению грамоте.

При формировании групп разделение детей на две группы проводилось по следующему принципу: в 1 группу были включены дети с диагнозом ОНР как первичным дефектом; 2 группу составили дети, у которых диагноз ОНР является сочетанным с неврологическими нарушениями.

Описание методик

Пакет диагностических методик формировался на основе заданий, приведенных в работах Т.А. Фотековой, А.В. Ястребовой, И.Н. Садовниковой, Л.Г. Кобзаревой, Р.И. Лалаевой и Л.В. Венедиктовой [20].

При составлении диагностического пакета методики были изменены: некоторые из оригинальных однотипных серий сокращались по количеству предъявляемых слов (звуков, слогов, движений) и объединялись в одну пробу.

Составленный нами пакет методик для исследования включает в себя шесть серий, в каждой из которых содержатся задания, позволяющие определить уровень сформированности той или иной стороны речи и неречевых функций.

1 серия. Исследование звукопроизношения.

2 серия. Исследование словарного запаса.

3 серия. Исследование грамматического строя речи.

4 серия. Исследование навыков языкового анализа и синтеза.

5 серия. Исследование фонематического восприятия.

6 серия. Исследование произвольности действий

1. Исследование звукопроизношения

Цель методики − определение правильности произношения звуков речи.

Обследование включает в себя проверку:

− изолированного произнесения звуков;

− произнесение звуков в слогах (открытых, закрытых, со стечением);

− произнесение звуков в словах (позиция звука в начале, середине и конце слова).

Инструкция: «Я буду показывать тебе картинки, а ты их назови».

Логопед предлагает ребенку картинки с изображениями предметов: сыр, сапоги, сумка, самолет, лиса, весы, доска, лес, автобус, нос и т.д. Ребенку предъявляется пара предметных картинок и предлагается назвать предметы.

Оценка выполнения: за каждое правильно названное слово начисляется 1 балл. Общее количество − 70 баллов.

2. Исследование активного словаря

Цель − исследование словарного запаса, а также умения подбирать обобщающие слова, синонимы и антонимы.

а) Знание конкретных понятий.

Инструкция: «Назови, какие фрукты (мебель, транспорт, посуда, …) ты знаешь».

б) Знание обобщающих слов.

Инструкция: «Назови одним словом».

в) Название частей целого.

Инструкция: «Назови части, из которых состоит этот предмет».

г) Умение называть предмет по предъявленному действию

Инструкция: «Подбери предмет к действию».

д) Умение называть действие по предъявленному предмету

Инструкция: «Скажи, кто что делает».

Врач, змея, кузнечики, собака, тракторист, учитель.

е) Умение подбирать признаки к предмету

Инструкция: «Я назову предмет, а ты опиши, какой он».

ж) Умение подбирать антонимы

Подбор антонимов.

Инструкция: «Назови слово с противоположным значением»

з) Умение подбирать синонимы

Инструкция: «Назови близкие по смыслу слова к слову…».

Оценка выполнения:

Высокий уровень (5 баллов) – правильное выполнение заданий без помощи экспериментатора. Объем словарного запаса соответствует возрасту.

Уровень выше среднего (4 балла) – правильное выполнение задания при незначительной помощи экспериментатора или самостоятельное исправление неправильного ответа после повторного предъявления (уточнения) задания.

Средний уровень (3 балла) – допускаются ошибки при подборе слов, недостаточно развито категориальное мышление (проблемы при классификации предметов), трудности в актуализации нужных слов. Медленный темп при выполнении заданий.

Уровень ниже среднего (2 балла) – неверное подобранные слова. Низкий уровень обобщений, бедный словарный запас, сформированы некоторые видо-родовые понятия, медленный темп работы.

Низкий уровень (1 балл) – неправильное выполнение задания, отказ от ответа. Объем активного словаря в пределах обихода, не сформированы процессы классифицирования предметов.

3. Исследование грамматического строя речи

1. Словоизменение

а) Умение употреблять существительное в различных падежных формах

Инструкция: «Посмотри на картинку и закончи предложение».

Страницы: 1 2 3 4

Навигация