Методика проведения констатирующего эксперимента

Страница 2

б) Умение употреблять существительные в единственном и множественном числе.

Инструкция: «Назови то, что увидишь на первой и второй картинках».

Материалом исследования служат картинки (одна и много):

в) Умение употреблять предложно-падежные конструкции с использованием предлогов: в, на, по, под, за, к, из, от, со, с, между, через, из-за, из-под, около

Инструкция: «Скажи, что я сделала».

Экспериментатор производит действия, а ребенок должен их назвать.

г) Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе.

Инструкция: «Скажи, что нарисовано на картинке».

д) Умение согласовывать глаголы прошедшего времени с существительными в роде и числе.

Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи:

е) Умение образовывать форму существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

ж) Умение согласовывать существительное с числительным.

Инструкция: «Скажи, что нарисовано на картинке».

Оценка выполнения:

Высокий уровень (5 баллов) – правильное выполнение заданий без помощи экспериментатора. Темп выполнения задания достаточно высокий.

Уровень выше среднего (4 балла) – правильное выполнение задания при незначительной помощи экспериментатора или самостоятельное исправление неправильного ответа после повторного предъявления (уточнения) задания.

Средний уровень (3 балла) – допускаются ошибки при подборе форм, ошибки в образовании сложных грамматических форм (например, с дополнительным суффиксом или супплетивных форм). Медленный темп при выполнении заданий.

Уровень ниже среднего (2 балла) – неверное подобранные формы слова. Значительное количество ошибок при использовании способов словоизменения как позднего, так и раннего онтогенеза, медленный темп работы.

Низкий уровень (1 балл) – неправильное выполнение задания, отказ от ответа.

2. Словообразование.

а) Образование названий профессий женского рода.

Инструкция: «Ткач − мужчина, а как назвать женщину?»

б) Образование слов −названий детенышей.

Инструкция: «У кошки − котенок, а у .»

в) Образование относительных прилагательных от существительных.

Инструкция: «Сумка сделана из кожи, значит, она … какая?»

г) Образование притяжательных прилагательных от существительных.

Инструкция: «Лапа собаки − это чья лапа?»

д) Образование качественных прилагательных от существительных.

Инструкция: «Человек ленится, значит, он … какой?»

е) Образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Инструкция: «Назови предметы ласково».

ж) Образование глаголов при помощи приставок.

Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, что делает мальчик».

Оценка выполнения:

Высокий уровень (5 баллов) – правильное выполнение заданий без помощи экспериментатора. Темп выполнения достаточно высокий.

Уровень выше среднего (4 балла) – правильное выполнение задания при незначительной помощи экспериментатора или самостоятельное исправление неправильного ответа после повторного предъявления (уточнения) задания.

Средний уровень (3 балла) – допускаются ошибки при подборе слов, единичные ошибки при использовании непродуктивных способов словообразования. Медленный темп при выполнении заданий.

Уровень ниже среднего (2 балла) – большинство слов подобраны неверно, ошибки в использовании как непродуктивных, так и продуктивных способов словообразования, медленный темп работы.

Низкий уровень (1 балл) – неправильное выполнение задания, отказ от ответа.

4. Исследование языкового анализа и синтеза

1. Анализ состава предложения.

а) Умение определять последовательность и количество слов в предложении.

Инструкция: «Назови слова по порядку и сосчитай, сколько слов в предложении».

б) Умение составлять предложений из слов.

Инструкция: «Я назову слова, а ты составь из них предложение».

Оценка выполнения:

Высокий уровень (5 баллов) – правильное выполнение заданий без помощи экспериментатора. Темп выполнения достаточно высокий.

Уровень выше среднего (4 балла) – правильное выполнение задания при незначительной помощи экспериментатора или самостоятельное исправление неправильного ответа после повторного предъявления (уточнения) задания.

Средний уровень (3 балла) – допускаются ошибки при подсчете слов и назывании (исключаются предлоги), незначительные трудности при составлении предложений. Медленный темп при выполнении заданий.

Страницы: 1 2 3 4

Навигация