б) Умение употреблять существительные в единственном и множественном числе.
Инструкция: «Назови то, что увидишь на первой и второй картинках».
Материалом исследования служат картинки (одна и много):
в) Умение употреблять предложно-падежные конструкции с использованием предлогов: в, на, по, под, за, к, из, от, со, с, между, через, из-за, из-под, около
Инструкция: «Скажи, что я сделала».
Экспериментатор производит действия, а ребенок должен их назвать.
г) Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе.
Инструкция: «Скажи, что нарисовано на картинке».
д) Умение согласовывать глаголы прошедшего времени с существительными в роде и числе.
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи:
е) Умение образовывать форму существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
ж) Умение согласовывать существительное с числительным.
Инструкция: «Скажи, что нарисовано на картинке».
Оценка выполнения:
Высокий уровень (5 баллов) – правильное выполнение заданий без помощи экспериментатора. Темп выполнения задания достаточно высокий.
Уровень выше среднего (4 балла) – правильное выполнение задания при незначительной помощи экспериментатора или самостоятельное исправление неправильного ответа после повторного предъявления (уточнения) задания.
Средний уровень (3 балла) – допускаются ошибки при подборе форм, ошибки в образовании сложных грамматических форм (например, с дополнительным суффиксом или супплетивных форм). Медленный темп при выполнении заданий.
Уровень ниже среднего (2 балла) – неверное подобранные формы слова. Значительное количество ошибок при использовании способов словоизменения как позднего, так и раннего онтогенеза, медленный темп работы.
Низкий уровень (1 балл) – неправильное выполнение задания, отказ от ответа.
2. Словообразование.
а) Образование названий профессий женского рода.
Инструкция: «Ткач − мужчина, а как назвать женщину?»
б) Образование слов −названий детенышей.
Инструкция: «У кошки − котенок, а у .»
в) Образование относительных прилагательных от существительных.
Инструкция: «Сумка сделана из кожи, значит, она … какая?»
г) Образование притяжательных прилагательных от существительных.
Инструкция: «Лапа собаки − это чья лапа?»
д) Образование качественных прилагательных от существительных.
Инструкция: «Человек ленится, значит, он … какой?»
е) Образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Инструкция: «Назови предметы ласково».
ж) Образование глаголов при помощи приставок.
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, что делает мальчик».
Оценка выполнения:
Высокий уровень (5 баллов) – правильное выполнение заданий без помощи экспериментатора. Темп выполнения достаточно высокий.
Уровень выше среднего (4 балла) – правильное выполнение задания при незначительной помощи экспериментатора или самостоятельное исправление неправильного ответа после повторного предъявления (уточнения) задания.
Средний уровень (3 балла) – допускаются ошибки при подборе слов, единичные ошибки при использовании непродуктивных способов словообразования. Медленный темп при выполнении заданий.
Уровень ниже среднего (2 балла) – большинство слов подобраны неверно, ошибки в использовании как непродуктивных, так и продуктивных способов словообразования, медленный темп работы.
Низкий уровень (1 балл) – неправильное выполнение задания, отказ от ответа.
4. Исследование языкового анализа и синтеза
1. Анализ состава предложения.
а) Умение определять последовательность и количество слов в предложении.
Инструкция: «Назови слова по порядку и сосчитай, сколько слов в предложении».
б) Умение составлять предложений из слов.
Инструкция: «Я назову слова, а ты составь из них предложение».
Оценка выполнения:
Высокий уровень (5 баллов) – правильное выполнение заданий без помощи экспериментатора. Темп выполнения достаточно высокий.
Уровень выше среднего (4 балла) – правильное выполнение задания при незначительной помощи экспериментатора или самостоятельное исправление неправильного ответа после повторного предъявления (уточнения) задания.
Средний уровень (3 балла) – допускаются ошибки при подсчете слов и назывании (исключаются предлоги), незначительные трудности при составлении предложений. Медленный темп при выполнении заданий.