Полученные в ходе экспериментального исследования результаты двух групп для достижения цели исследования были переведены в стандартные баллы (%), обобщены и сопоставлены между собой (таблица 2 и рисунок 1).
Как видно из таблицы «Сводные результаты экспериментального исследования», испытуемые первой группы, в которую вошли старшие дошкольники, с диагнозом ОНР как первичным дефектом в среднем по всем пробам показали более высокий уровень развития исследуемых речи и неречевых характеристик: звукопроизношение − 94,76 %, развитие активного словаря − 96 %, владение грамматическим строем речи − 90 %, навыки языкового анализа и синтеза − 94,94 %, уровень развития фонематического восприятия − 95 %, а также развитие произвольности действий − 95,14 %.
Данные результаты соответствуют результатам обследования, которое проводилось при помощи логопеда -нейропсихолога в целях определения готовности детей к обучению в школе.
Таблица 2
Сводная таблица результатов экспериментального исследования
Звукопроиз- ношение |
Словарь |
Граммати- ческий строй |
Языковой анализ и синтез |
Фонема-тическое восприятие |
Произволь- ность | |||||||
балл |
% |
балл |
% |
балл |
% |
балл |
% |
балл |
% |
балл |
% | |
1 группа |
67,4 |
94,76 |
4,8 |
96 |
9 |
90 |
14,2 |
94,94 |
38 |
95 |
55,6 |
95,14 |
2 группа |
64,8 |
90,72 |
4 |
80 |
7,9 |
79 |
11,5 |
76,93 |
34,7 |
86,75 |
51,2 |
87,04 |
2,6 |
4,04 |
0,8 |
16 |
1,1 |
11 |
2,7 |
8,01 |
3,3 |
8,25 |
4,4 |
8,1 |
Во второй группе, в которую были отобраны дети с ОНР в сочетаниями с неврологическими заболеваниями, получены результаты, отличающиеся от результатов первой группы. Так, звукопроизношение не отражает нарушений речи и составляет 90,72 % (высокий уровень), однако остальные параметры соответствуют уровню выше среднего: развитие активного словаря − 80 %, овладение грамматическим строем речи − 79 %, навыки языкового анализа и синтеза − 76,93 %, уровень развития фонематического восприятия − 86,75 %, произвольность действий − 87,04 %.
Так как целью исследования является выявление предпосылок для успешного обучения чтению, то считаем целесообразным сравнить средние результаты детей, не имеющих трудностей в овладении чтением, и детей, у которых такие затруднения наблюдаются в ходе занятий, проводимых воспитателями ДОУ. Наиболее наглядно данные результаты отражены на гистограмме (рисунок 1).
Рисунок 1
Результаты первой группы по всем параметрам превышают результаты второй группы, однако существенным является не абсолютное превышение результатов, а статистически значимое. Поскольку все полученные данные были переведены в стандартную шкалу 0−100, то статистически значимым различием можно считать 5 % (р < 0,05). С этой точки зрения значимые различия результатов наблюдаются по таким параметрам, как развитие активного словаря (различие составляет 16 %), усвоение грамматического строя речи (различие − 11 %), навыки языкового анализа и синтеза (различие − 8,01%), уровень развития фонематического восприятия (различие − 8,25 %), а также произвольность действий (различие − 8,1%). Значимых различий не наблюдается только по одному параметру − звукопроизношение (4,04%).