Контролирование, оценивание знаний, умений - очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Тем не менее, по сей день идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологии. Изменение образования в соответствии с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения, и, соответственно, способов оценки достижений обучающихся. Другими словами, сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.
Обучение может быть результативным только тогда, когда учебная работа систематически и глубоко контролируется, когда сами студенты постоянно видят результат своей работы. При отсутствии такого контроля в процессе усвоения учебного материала студенты не знают подлинного уровня своих знаний, слабо представляют свои недоработки. [1]
Недостатки традиционного семестрового контроля, который применяется сегодня в высшей школе, хорошо известны: он слабо стимулирует текущую работу «массового» студента, провоцирует многих надеяться на «авось», на «счастливый билетик». Напротив, добросовестных студентов на экзамене может подстеречь неудача. Внутрисеместровая аттестация студентов зачастую носит формальный характер, не стимулируя работу студента. И, наконец, нельзя не отметить пресловутый «субъективизм». Каждый из экзаменаторов имеет свое суждение о знаниях отвечающего, свои методы и критерии оценки. Количество дополнительных вопросов и их сложность зависят от экзаменатора, что также оказывает влияние на общий результат.
Стремление к более гибкому и эффективному, стимулирующему студентов «количественному измерению» качества знаний студентов привело в некоторых вузах к введению параллельных систем оценок. К их числу относится рейтинговая система оценки знаний.
Рейтинг (от английского rating – уровень, разряд) – это индивидуальный числовой показатель. Рейтинговая оценка системы знаний предполагает систему накопления условных единиц (баллов) знаний в течение всего аттестуемого периода. В зависимости от количества баллов, полученных за каждый выполненный вид учебной деятельности, студент по завершении курса получает достаточно адекватную совокупную оценку. Такой подход позволяет в комплексе оценить прилежание студента, его учебную активность и уровень усвоения материала. [3]
Рейтинговая система нацелена в первую очередь на повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ путём более высокой дифференциации оценки их учебной работы.
Как показывает анализ многих исследований, рейтинговая система имеет целый ряд преимуществ. Главными из них являются следующие:
· стимулируется познавательная активность студентов, повышается ритмичность их работы;
· формируется ответственное отношение и своевременность выполнения заданий;
· возникает мотивация к выполнению заданий более высокого уровня;
· возникает заинтересованность во внеаудиторной работе;
· снижается количество немотивированных пропусков аудиторных занятий;
· появляется возможность выбора индивидуальной образовательной тактики для студентов с различными способностями, возможностями и потребностями;
· сводится до минимума субъективизм и непредсказуемость в оценке знаний студентов;
· устраняются экзаменационные стрессовые ситуации. [6]
Преимущества рейтинговой системы хорошо осознаются и самими студентами. Так, нами был проведён опрос среди студентов 4 и 5 курса с целью выявить их отношение к данной системе (объём выборки составил 100 человека). Абсолютное большинство студентов (88%) положительно относятся к рейтинговой системе оценки знаний, 7% выразили отрицательное отношение, 5% затруднились с ответом.
Применение рейтинговой системы, по мнению опрошенных студентов, стимулирует работу в семестре (67%), позволяет более объективно оценивать знания (23%), создаёт заинтересованность в самостоятельной работе, участии во внеаудиторной работе (10%). Но, безусловно, при рейтинговой системе основным стимулом становится возможность быть освобожденными от семестрового экзамена (100%).
Одно из обязательных условий рейтинговой системы – это её открытость. Максимальный рейтинговый балл доводится до студентов в начале семестра. Одновременно студенты знакомятся с «правилами игры»: реальным рейтинговым баллом, соответствующим каждой из положительных оценок, и минимальным количеством баллов, ниже которого оценка их деятельности становится неудовлетворительной. Преподаватель ведёт учёт реального рейтингового балла индивидуально и по окончании семестра выставляет итоговую оценку по совокупности проделанной студентом работы. При этом студенты получают возможность осуществлять самоконтроль, корректировать свою работу, становясь тем самым активным субъектом учебного процесса.