Рейтинговая и тестовая системы оценки знаний как фактор повышения эффективности обучения в высшей школе

Современное образование » Оценка знаний учащихся » Рейтинговая и тестовая системы оценки знаний как фактор повышения эффективности обучения в высшей школе

Страница 2

Рейтинговая система наиболее успешно реализуется на основе модульного построения учебного материала, определении образовательного стандарта по данной теме, а также уровней возможных достижений. [3]

Проблемным вопросом в реализации рейтинговой системы оценки знаний остаётся шкала оценок. При формировании рейтинговой системы крайне важно методически точно оценить каждый вид учебной работы соответствующим числом баллов и установить рейтинг, соответствующий тому или иному уровню знаний.

Оценка по каждой дисциплине (философия, социология, политология) определяется по 100-бальной шкале как сумма баллов, набранных студентом в результате работы в семестре. При этом для определения рейтинга вводятся обязательные и дополнительные баллы. Обязательными баллами оценивается посещение лекционных занятий, работа на практических (семинарских) занятиях, выполнение контрольных работ, рефератов, предусмотренных учебным планом. [2]

В величине семестрового рейтинга непосредственно учитываются достижения студента сверх учебного плана. Рейтинговая система позволяет студенту компенсировать часть «потерянных» баллов с помощью дополнительных баллов, которые назначаются, например, за участие в научно-исследовательской работе, выступление на конференции, участие во внеаудиторных мероприятиях и т.д. Эта система оставляет место и для преподавательского поощрения. Так, например, за преподавателем используется право дать студенту «надбавку» за отношение к учёбе (отсутствие пропусков, активность на занятиях, участие во внеаудиторных мероприятиях) в пределах 5% максимального семестрового балла. Однако необходим коэффициент соответствия обязательных и дополнительных баллов.

Общий балл по текущей успеваемости складывается из следующих составляющих (Rтек):

· посещение лекционных занятий – до 10 баллов (10%);

· работа на практических занятиях (максимальная оценка за ответ – 10 баллов);

· выполнение контрольных работ, рефератов (по учебному плану) – до 10 баллов. [6]

В совокупности текущий рейтинг составляет 70% от итогового рейтинга. В качестве базовой оценки знаний используется оценка работы студента на практических занятиях. Рейтинг текущей контрольной работы равен рейтингу работы на практическом занятии. Наряду с текущим применяется рубежный рейтинг (Rруб) оценки знаний студентов, который служит для оценки объёма и уровня усвоения студентом учебного материала одного модуля дисциплины. Рубежный контроль проводится в тестовой форме. В случае низкого результата проводится повторное тестирование. Проведения рубежного контроля необходимо для систематизации знаний и формирования целостного представления об изучаемом материале.

Итоговый рейтинг включает текущий рейтинг и рубежный рейтинг:

Rитог = Rтек + Rруб = 100 (3.1)

Индивидуальный максимальный рейтинг студента складывается следующим образом:

Rmax = Rтек + Rруб + Rдоп (3.2)

Рейтинговая система оценки знаний позволяет расширить диапазон качественных характеристик знаний даже внутри оценки за счёт их интервальных ограничений, что позволяет, в конечном счёте, определять в соответствии с индивидуальным рейтингом студента объём, уровень и метод педагогического воздействия.

Рейтинговая система предусматривает поощрение студентов за систематическую работу в семестре обеспечением возможности получения семестровой оценки без сдачи экзаменов или зачётов. Пятибалльная шкала оценок для экзаменов представлена в таблице. В то же время итоговый рейтинговый балл, полученный студентом в семестре, - это не приговор. В случае несогласия студента с итоговой оценкой, он имеет право сдавать экзамен в обычном порядке.

Таблица - Пятибалльная шкала оценок для экзаменов (зачётов)

Классификационная оценка

Интервалы семестровых рейтинговых баллов для экзаменов (зачётов) автоматически

отлично

91-100

хорошо

76-90

удовлетворительно

60-75

зачтено

60-100

[6]

При невыполнении на день промежуточной аттестации (экзамен или зачёт) контрольных работ, рефератов, предусмотренных учебным планом, студент не допускается к зачёту или экзамену по соответствующей дисциплине. При любом количестве баллов, полученных в процессе текущей аттестации, в экзаменационную ведомость ему проставляется «не допущен» и образуется задолженность. Баллы за невыполненные и сданные после последнего дня занятий задания, определяющие допуск к экзамену, не начисляются.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация