Наблюдение и анализ проведения ОРУ в условиях ДОУ.
Общеразвивающие упражнения имеют большое образовательное значение. Выполняя их, человек знакомится с многообразными движениями и постепенно получает правильное представление о силе, скорости, ритме, темпе и амплитуде движений. Даже самые простые, а тем более, относительно сложные упражнения, содействуют совершенствованию координации движений, сознательному овладению двигательными навыками.
Как показывает опыт, при систематическом выполнении и правильной дозировке физические упражнения способствуют укреплению здоровья, развитию опорно-двигательного аппарата, всестороннему физическому развитию, овладению разнообразными двигательными навыками в процессе занятий спортом. Они больше, чем другие упражнения, могут быть использованы в качестве профилактических и корригирующих упражнений, особенно в тех случаях, когда у человека возникают те или другие отклонения в строении грудной клетки, позвоночнике, ногах и т.д.
При составлении комплексов надо руководствоваться следующими требованиями:
1) упражнения должны быть доступными, необходим последовательный переход от простых к более сложным;
2) нагрузка должна постепенно возрастать; упражнения должны воздействовать на все группы мышц;
3) подбор упражнений должен проводиться по принципу чередования для различных мышечных групп;
4) обязательно должны включаться дыхательные упражнения и упражнения для осанки
При выполнении упражнений с большой амплитудой и на растягивание нельзя допускать резких, сильных, рывковых движений, которые могут повлечь за собой болевые ощущения и травмы.
Для создания прочных умений и навыков необходимо частое повторение упражнений. Однако многократное повторение одних и тех же упражнений скучно и неинтересно. Поэтому выполнять их надо в разных вариантах, изменяя исходные положения и направления движений, вводя дополнения, ускоряя темп, увеличивая амплитуду.
Надо уделять большое внимание правильному выполнению упражнений. Необходимо помнить, что неправильно усвоенное и закреплённое движение трудно поддаётся исправлению.
При выполнении упражнений необходимо следить за правильным дыханием. Глубокий вдох лучше всего делать в той фазе упражнения, когда грудная клетка расширяется (в это время условия для наполнения лёгких воздухом наиболее благоприятны), а выдох – когда грудная клетка сужается. Выдох должен быть не менее глубоким, чем вдох.
Количество общеразвивающих упражнений и их дозировка увеличиваются с возрастом детей, по мере улучшения физического развития и физической подготовленности. Для детей первой младшей группы рекомендуются 3―4 упражнения; для второй младшей ― 4 и средней ― 4―5; для старшей ― 5―6; для подготовительной к школе ― 6―8. В первой и второй младших группах упражнения повторяются 4―5 раз; в средней ― 5―6 раз; в старшей ― 6―8 раз; в подготовительной к школе ― 8―10 раз. При этом упражнения для рук и плечевого пояса повторяются больше раз (8―10); а более трудные ― для мышц живота, спины ― 4―6 раз.
Упражнения могут выполняться в разном темпе, например: сначала 2―3 раза в среднем темпе, потом 3―4 раза в быстром, потом 2―3 раза в медленном. Это увеличивает физическую нагрузку на организм, способствует развитию быстроты, увеличивает интерес детей к занятию.
Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа (на спине, животе). Исходные положения лежа, сидя выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стопы, позволяют увеличивать напряжение отдельных мышц.
Упражнения для рук и плечевого пояса детьми младшего возраста выполняются из исходного положения узкая стойка ноги врозь, а старшего ― основная стойка, сомкнутая стоика.