Проведение занятий по определённому плану, в строго установленные дни и часы способствует образованию у детей привычки заниматься, помогает формированию более прочного двигательного навыка. Известно, что динамический стереотип образуется легче и скорее в условиях строго определённого порядка следования раздражений.
Занятия строятся на основе программного материала, указанного в «Руководстве». При составлении их воспитатель придерживается примерно следующего плана.
В начале занятия проводятся игры и упражнения, способствующие мобилизации внимания детей.
Здесь уместно дать непродолжительную ходьбу, во время которой дети выполняют несложные задания: по сигналу воспитателя быстро встать в пары, построить круг, заменить ведущего в колонне и т. п. После ходьбы можно иногда ввести бег также в сочетании с выполнением простых заданий: быстро построиться в колонну, шеренгу, остановиться и сделать какую-нибудь фигуру.
Обычно материал даётся знакомый или такой, который нетрудно выполнить с первого раза.
В старшей группе на занятие отводится 25—30 минут. Продолжительность вводной части — 3—4 минуты. В основной части с детьми проводят 3—4 гимнастических упражнения (с обручами, верёвками, палками, на ковриках), одно упражнение в основных движениях (прыжках, метании, лазании) й одну подвижную игру. На основную часть отводится 20—22 минуты. Из них 5—6 минут занимают гимнастические упражнения, 7—8 минут — упражнения в основных движениях и 7—8 минут — подвижная игра. В заключение занятия, с целью успокоения детей после полученной ими нагрузки, приведения в норму пульса и дыхания, даётся спокойная игра и непродолжительная ходьба. Заключительная часть занимает 3—4 минуты.
Продолжительность занятия в средней группе — 20 минут. Из них вводная часть занимает 2—3 минуты; в основной части на гимнастические упражнения отводится 3—4 минуты, на упражнения в основных движениях 6—7 минут, на подвижную игру — 6-—7 минут; заключительная часть занимает 2—3 минуты.
Определение уровня подготовленности детей.
Физическая подготовленность детей характеризуется совокупностью сформированных двигательных навыков и основных физических качеств.
Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных действиях – основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании), игровых, спортивных занятиях.
Одно и то же качество может определять успех в выполнении разных действий. Например, способность к быстроте движений позволяет быстро бегать, плавать, ездить на велосипеде. А кратковременные силовые напряжения необходимы в прыжках, лазаньи, при метании предметов.
Физические качества у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если формирование двигательных навыков у детей закрепляется при низком уровне развития двигательных качеств, то в дальнейшем это может привести к закреплению неправильных навыков выполнения движения.
Для выполнения ряда движений детям дошкольного возраста необходим определенный уровень развития быстроты, ловкости, силы, выносливости. Без этого движениям детей, несмотря на их разнообразие, не хватает экономичности, целесообразности, они не могут проявить полностью имеющийся резерв возможностей организма.
Уровень физической подготовленности во многом отражает возможности функциональных систем организма. Лучшие показатели физических качеств (например, быстроты) отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, при благоприятном эмоциональном фоне. В свою очередь при накоплении в организме усталости или при отрицательных эмоциях заметно снижаются частота движений и их скорость, двигательная реакция замедляется, увеличивается число неточных движений, особенно сложно координированных.
Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в т. ч. физических качеств. Наиболее важными из этих особенностей являются их обусловленность незавершенностью формирования физиологических структур организма и наличие в динамике физического развития ребенка чувствительных к внешним воздействиям периодов. Характерными для дошкольников считаются также большая изменчивость пропорций тела и неравномерность развития функциональных систем организма. Все это диктует необходимость реализации строго соответствующих возможностям детей методов обучения и диагностики развития двигательных навыков и физических качеств.
К числу основных физических качеств относят гибкость, различные виды выносливости, силовые качества (мышечную силу), скоростные качества (быстроту), их сочетание (скоростносиловые качества), ловкость, а также координационные способности.