По мнению Олега Николаевича Смолина, депутата Госдумы, "Экзамены – это не только проверка способностей ученика запоминать отдельные сведения, и это не игра-угадайка, в которой, как в рулетку, кому-то везет с выбором вариантов из представленных тестов, а кому-то нет. Выпускник, прежде всего, должен показать умение мыслить, анализировать полученные знания, применять их на практике, рассуждать, иметь свою точку зрения. ЕГЭ чужды такие подходы в оценке интеллектуального потенциала ученика. ЕГЭ отодвинет на задворки ребят неординарных, творческих, склонных к поиску, к самостоятельным оценкам. Можно ли России так разбрасываться будущими Платонами и Ньютонами? Обязательный ЕГЭ – это обыдление молодежи, которая вынужденно перенацелится с обучения наукам на тренинг по ответам на тесты" [8, с. 1].
Единый государственный экзамен отрицательно повлиял на качество учебы. Конкретно то, что обязательных экзаменов только два (с иностранным - три), а остальные по выбору. Школьники учат только те предметы, которые им нужны. Остальные проходят мимо. Проходят мимо тех предметов, которые способствуют формированию мировоззрения, определяют общий культурный уровень человека. Сегодняшние школьники, хорошо зная одни предметы, в остальных, в буквальном смысле, "плавают". Это большой минус. Все-таки раньше образование было более гармоничным и полным. Не случайно советская система образования была признана лучшей в мире.
Проблема коррупции тоже не решена. Обезличенность экзамена наоборот открывает широкие возможности для всякого рода махинаций. Как показывает практика, основная часть злоупотреблений переместилась в школы. "В некоторых республиках Российской Федерации количество медалей намного больше, чем в престижных школах Москвы и Питера. Нам говорили, что "как только введем ЕГЭ – вот это будет объективная оценка знаний учеников". Где-то она оказалась объективной. Но у нас появились такие республики, в которых, например, по математике результаты ЕГЭ оказались лучше, чем в специализированных математических школах той же самой Москвы или Питера" - утверждает Олег Николаевич Смолин [8, с.1].
Вопрос о ЕГЭ окончательно не решен. Он находится в подвешенном состоянии. Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков не исключает того, что ЕГЭ в России может быть отменен в пользу возврата к системе классических экзаменов, как это уже случилось в США.
В настоящее время считается, что подход программированного обучения не оправдал себя. Его использование показало, что процесс обучения не может быть полностью автоматизирован, а роль преподавателя и общение с ним учащегося в процессе обучения остаются приоритетными. Тем не менее, развитие компьютерных технологий повышает роль теории программированного обучения в образовательной практике.
Появившееся и получившее большую популярность в 50-60-х годах "программированное обучение" подвергается сейчас критике. До сих пор вокруг программированного обучения ведутся дискуссии, в которых высказываются различные, иногда противоположные точки зрения.
Рассмотрев материал по обозначенной проблеме, можно сделать следующие выводы:
Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия, как учащихся, так и педагога или заменяющей его обучающей машины. Многолетний опыт подтвердил, что программированное обучение обеспечивает достаточно высокий уровень не только обучения, но и развития учащихся, вызывает у них неослабевающий интерес.
С помощью программированного обучения в школе создается открытая информационная среда, которая сама по себе и при адекватном к данной технологии отношении, способствует развитию учащихся в интеллектуальном плане, обучая их не только работе на компьютере, но и умению логически мыслить и говорить, особенно в плане доказательности и аргументированности.