Следует признать, что любое определение мониторинга точно отражает только его отдельные стороны. Любое определение схематично и не может претендовать на полную и объективную передачу сущности явления. А по определению Т.А. Стефановской, педагогический мониторинг – это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса; отслеживание его хода, результатов, перспектив развития.
Одним из видов педагогического мониторинга является- локальный (внутришкольный) мониторинг, который позволяет анализировать развитие системы образования в отдельном общеобразовательном учебном заведении и условно дифференцируется по следующим компонентным составляющим (направлениям):
· директорский мониторинг;
· административный мониторинг;
· педагогический мониторинг;
· ученический мониторинг [12].
В теории и практике внутришкольного управления наибольшее распространение получили следующие формы и методы педагогического мониторинга:
1. тематический – глубокое изучение знаний и умений учащихся по ключевым темам учебной программы (изучение системы работы учителя в границах учебной темы;
2. фронтально-обзорный – пилотажное изучение знаний и умений коллектива учащихся (успешность работы группы учителей) по общим вопросам;
сравнительный – параллельное изучение личности учащихся, учебных групп, отдельных педагогов;
персональный – всестороннее изучение личности конкретного ребенка, системы профессиональной деятельности отдельного педагога;
классно-обобщающий – изучение качеств знаний и умений учащихся (качества преподавания) в конкретном классе;
предметно-обобщающий – изучение качеств знаний и умений учащихся (качества преподавания) по отдельным учебным курсам;
комплексно-обобщающий – всестороннее изучение качеств знаний и умений учащихся (качества преподавания) в конкретном классе на начальной, основной средней или полной средней ступени школы;
оперативный – изучение неожиданно возникших проблем в образовательном процессе.
формулирующий – оценивание осуществляется в течение всего времени обучения для установления обратной связи от обучаемых к преподавателю;
итоговый (суммативный) – оценивание направлено на подведение конечных результатов обучения (аттестация).
Выявляются четыре основные функции педагогического мониторинга :
диагностическая (оценка степени усвоения учебной программы и уровня профессионализма и квалификации слушателей);
обучающая (повышение мотивации и индивидуализация темпа обучения);
организующая (совершенствование организации учебного процесса за счет подбора оптимальных форм, методов и средств обучения);
воспитывающая (выработка структуры ценностных ориентаций) [13]
Знание и понимание функций мониторинга поможет учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта. Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.
Контролирующая функция считается одной из основных функций мониторинга. Ее сущность состоят в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой, на данном этапе обучения.
Сущность обучающей, или развивающей, функции мониторинга ученые видят в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации или объясняют биологические, физиологические, экологические явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.
Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся и учителя по результатам их труда, снабжении учителя информацией о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом.
Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся – выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют дирекцию школы и родителей об успешности учебного процесса.
Диагностическая функция, иногда выделяемая как самостоятельная, близка ориентировочной. Она состоит в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но еще и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить.
Воспитательная функция мониторинга реализуется в воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплины учащихся; помогает организовать наилучшим образом свое время.