Процесс модернизации российского образования, отражающий общенациональные интересы, государственные приоритеты и мировые тенденции, естественным образом определяет новые социальные требования к системе образования. Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора и прогнозировать их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью и обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
В последние годы практическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга, предусматривающий интегративное взаимодействие компонентов и структур для более эффективного достижения поставленной цели. Мониторинговая деятельность как вид деятельности перестала быть прерогативой только технических профессиональных сфер, она активно внедряется в управленческие, социологические, психологические и педагогические профессиональные области.
Актуальность данной темы определила проблему исследования: какова технология мониторинга достижений учащихся по биологии.
Цель исследования: выявление этапов и педагогических условий мониторинга учебных достижений учащихся по биологии в общеобразовательной школе.
Объект исследования: мониторинг учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе.
В связи с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме педагогического мониторинга.
Определить современное состояние проблемы в практике работы школы по биологии.
Выявить и обосновать педагогические условия организации мониторинга учебных достижений учащихся на уроках биологии в 6 классе.
Провести опытно-экспериментальную проверку этапов мониторинга учебных достижений учащихся и проанализировать полученные результаты.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературных источников; сравнительный и структурный анализ; педагогический эксперимент: беседа, анкетирование; статическая обработка полученной информации.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (2009-2010 гг.) поисково-теоретический, в ходе которого осуществлялся теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по вопросам мониторинга учебных достижений учащихся, педагогического мониторинга, кроме того была изучена история возникновения и развития педагогического мониторинга, проанализированы современные подходы к определению понятия «мониторинг учебных достижений».
Второй этап (2010-2011 гг.) опытно-экспериментальный, связанный с педагогическим экспериментом, проведённым в Степно-Баджейской основной общеобразовательной школе Манского района Красноярского края.
Третий этап (2011 г.) – обобщающий. Заключался в обработке и коррекции результатов исследования, обобщении результатов теоретического и эмпирического исследований; формировании выводов; оформлении работы.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась опорой основных положений и научных выводов на достижения психологической, педагогической, методической наук; адекватностью используемых методов целям и задачам исследования; рациональным сочетанием теоретического и экспериментального исследований, аргументированностью выводов. В исследовании приняло участие 91 человек, в том числе: учителя биологии (30 человек), учащиеся 6-9 классов общеобразовательной школы (61 человек).
Апробация результатов исследования проводилась в учебно-воспитательном процессе в МБОУ «Степно-Баджейской о. о. школе» через проведение уроков, через участие в методическом объединении учителей биологии Манского района.
Объем и структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.