Факторы формирования профессиональных умений инженера

Страница 2

Деятельностно-личностный подход, рассматриваемый в концепции профессионального становления Т.В. Кудрявцева, позволяет рассматривать процесс профессионально-технического обучения в единстве его оперционально-технических и мотивационно-потребностных звеньев. Мотивация при этом выступает тем связующим звеном как в учебном, так и в собственно профессиональной деятельности, которое обуславливает целенаправленный, сознательный характер действий человека. Она определяет организацию социального взаимодействия личности в профессиональной среде, совершенствование ее как специалиста, существенно влияет на выбор и успешность обучения будущей профессии [146].

Мотивы рассматриваются в единстве с задачами деятельности. Они определяются задачами, в которые включается человек, не меньше, чем задача мотивами. Мотив для данного действия заключается именно в отношении к задаче, к цели и обстоятельствам - условиям, при которых действие возникает. Мотивы деятельности формируются в процессе осознания задач деятельности.

Но “реально не любая личность самовыражается в деятельности, не любая деятельность отвечает притязаниям личности. Ценность деятельности для личности строится и определяется на пересечении многих составляющих - и общественной престижности данной деятельности, и возможности самовыражения в ней и т.д. Так конкретно формируется личностная мотивация деятельности” - считает К.А. Абульханова-Славская [1, c. 153].

Проектная деятельность инженера направлена на решение проблемной конструкторской задачи, непосредственным результатом которой является усовершенствование старой или создание новой конструкции. На основе этого Г.В. Никитина и В.Н. Романенко выделяют мотивационную особенность творческой личности (каковой и является инженер) - “удовлетворение от процесса творчества и достижение его целей, непреодолимое стремление к творческой деятельности” [123, с. 43].

Мотив деятельности студентов - будущих инженеров, в процессе которой и формируются профессиональные умения, - это побуждения, связанные с ее осуществлением: то ли это внутренняя потребность работать в области данного предмета; то ли потребность работать с людьми, основанная на самосознании своих способностей, характера, призвания; то ли необходимость, связанная с выполнением роли, обусловленной выбором профессии, вынужденным решением задач, предлагаемых профессией.

В.А. Якуниным и Н.И. Мешковым экспериментально было доказано, что “сильные” и “слабые” студенты отличаются друг от друга не по уровню интеллекта, а по уровню мотивации учебной деятельности [202]. Для сильных студентов характерна внутренняя мотивация: они стремятся к освоению профессии на высоком уровне, получению прочных, разносторонних знаний. Мотивы же слабых студентов в основном внешние: избежать наказания за плохую учебу, не лишиться стипендии и т. п.

Изучая техническое творчество учащихся, А.А. Мотков установил, что высокая положительная мотивация к этой деятельности может даже компенсировать недостаточный уровень специальных способностей. В конце концов заинтересованные, мотивированные на техническое творчество учащиеся начинают создавать модели более оригинальные, чем их товарищи c высоким уровнем специальных способностей, но с низкой мотивацией к данной деятельности [119].

В самой сфере мотивации важнейшее место принадлежит положительному отношению к профессии, так как этот мотив связан с конечными целями обучения. По мнению А.А. Реана, положительное отношение к профессии способствует повышению успеваемости по тому или иному предмету, но лишь в том случае , если данный предмет воспринимается учащимся как профессионально значимый [149]. Поэтому педагог должен стараться увязать преподавание своего предмета, каждой его темы с данным мотивом . Психологически важно при этом конкретно говорить учащимся, какие знания из преподаваемой темы имеют профессиональную значимость, где и каким образом они могут применяться, освоение каких профессиональных навыков без них невозможно.

А.А. Бодалев утверждает, что, имея дело с личностью человека, обычно выделяют в нем две группы психических образований: те, которые выступают как побудители его поведения, и те, которые составляют исполнительский компонент в психической регуляции этого поведения [18]. Если мотивы - это побудители поведения, то исполнительский компонент - его способности - те свойства в личности, которые являются условием успешного выполнения им разных видов деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Навигация