Понятие самооценки в свою очередь тесно связано с понятием самоконтроля. Ряд авторов рассматривает самоконтроль как форму проявления и развития самосознания, мышления, качество ума, другие склонны интерпретировать данное понятие как свойство личности в широком смысле этого слова, третьи определяют самоконтроль как компонент учебной деятельности или как умение контролировать свою деятельность [22; 124; 125]. И.А. Зимняя подчеркивает, что формирование самоконтроля и адекватной самооценки обучаемого обеспечивает не только деятельное, но и личностное совершенствование субъекта деятельности [56].
И еще одной характерной чертой саморазвития личности является умение самостоятельной работы - целенаправленный, управляемый самим студентом познавательный процесс, необходимый для совершенствования его личности и подготовки к профессиональной деятельности.
Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходят на основе знаний, приобретаемых при изучении образовательных и специальных дисциплин, в процессе трудового обучения, а также на основе жизненного опыта.
Самостоятельную работу можно рассматривать как подсистему самовоспитания, являющуюся одной из форм учебной деятельности студентов. Для самостоятельного выполнения заданий студенты должны владеть умениями планировать работу, выбирать наиболее целесообразные способы выполнения каждого из ее этапов, систематически проводить самоконтроль за ходом и результатами работы.
С.Я. Батышев подчеркивает, что формирование технического мышления, необходимого инженеру, происходит в процессе решения задач производственного характера, побуждающих учащихся к самостоятельной работе, к активному творческому поиску [12].
А М.В. Буланова-Топоркова добавляет, что при разработке заданий для самостоятельной работы преподаватели должны руководствоваться тем, что главным для инженера являются не углубленные знания, а порождение нового на основе знания [131, с. 105].
Различным формам самостоятельной работы студентов, ее роли в процессе формирования профессиональных умений будущих ИТР посвящены работы Г.Н. Александрова, В.Н. Виноградова, Е.А. Иванова, И.В. Ильинского, В.А. Какичева, В.А. Картунова, Б.И. Орехова, В.И. Платонова, Г.Н. Серикова [3; 57; 61; 71; 162].
Итак, ценность деятельности инженера связана прежде всего с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с возможностью творчества. Механизмы же самооценки и самоконтроля, выделение принципа действия, принятие решения, постоянное стремление к самообразованию - эти моменты раскрывают системный характер активности субъекта в его целостном соотношении с требованиями деятельности.
Еще Б.А. Ананьев показал, как усвоение различных элементов знаний, входящих в содержание одних учебных предметов, становится условием успешного овладения другими учебными предметами. Были прослежены многочисленные явления переноса знаний, а также навыков, выработанных у учеников при усвоении одного учебного предмета, в новый учебный предмет, который он начинает изучать [6]. Очевидно, что явление переноса должно иметь большое распространение и за пределами учения.
На основании этого и с учетом факторов формирования профессиональных умений мы считаем необходимым определить те педагогические условия, которые будут способствовать формированию основного профессионального умения инженера - находить новое, единственно верное (из множества альтернативных вариантов), не противоречащее условиям производства решение задачи (проекта) на основе современных знаний.