Исследованию проблемы способностей посвящены труды выдающихся теоретиков: А.А. Крутецкого, Н.С. Лейтеса, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова; С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова [79; 95; 97; 121; 134; 155; 176].
Б.М. Теплов дает следующее определение способностей: “Способности - индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности” [176, c.21]. Он также подчеркивает, что “способности . не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но . могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков” [176, c. 16].
Способности, появляющиеся у человека в виде простых и более сложных свойств личности, помогающих ему успешно участвовать в деятельности, в ней и формируются. Виды деятельности, в которые вовлекаются люди и в которых они начинают работать как профессионалы, приближенно могут быть разделены, как это делает Е.А. Климов, на пять групп. В одних группах главным объектом рассмотрения оказывается природа, в других - техника, в третьих - люди, в четвертых - знаковые системы (цифры, символы, формулы), в пятых - художественные образы. Чтобы успешно заниматься каждым из этих видов деятельности, помимо общих, у человека должны быть развиты специальные способности, соответствующие требованиям выполняемой деятельности [75].
В.Д. Шадриков считает, что “ . освоение человеком его профессиональной деятельности прямо зависит от его врожденных способностей и одновременно помогает их развитию. Причем наиболее успешного развития индивидуальных способностей можно добиться только при условии точного выбора уровня сложности учебных заданий, формы их представления, средств выполнения и, что особенно важно, при условии оптимального стимулирования мотивации деятельности” [192, c. 48].
С его мнением соглашается и К.А. Абульханова-Славская: “Личность как субъект деятельности может приспосабливать свои индивидуальные особенности, способности к конкретным задачам деятельности” [1, c. 154].
Какими же должны быть эти способности человека, избравшего для себя профессию инженера, какие особенности в его психике должны быть сформированы ранее в других видах деятельности, чтобы он стал осваивать способы новой для себя деятельности?
Специфика деятельности инженера требует от него особых личных качеств, среди которых можно выделить любознательность, способность длительное время заниматься решением одной проблемы, энтузиазм, способность к критике и самокритике, усидчивость, аккуратность.
Каждый инженер в той или иной степени имеет дело с техникой, с техническими объектами и технологическими процессами. Поэтому интерес к технике, склонность к занятию с ней являются одним из условий успешности его деятельности. Важны для инженера технические и аналитические способности, техническая наблюдательность, техническое мышление, пространственное воображение, но помимо этого у него должна быть развита способность к саморазвитию.
По мнению Н.С. Горелышевой, 1) потребность и способность к саморазвитию проявляются и реализуются у человека легче и быстрее при осуществлении определенных целей, в процессе достижения которых у него происходят качественные изменения в психике и личности; 2) человек с большой охотой и удовлетворением, осуществляя самовоспитание, подвергает себя самовоздействиям в данном направлении, обеспечивая ускоренное образование ранее отсутствующих у него характеристик [40]. Проявляющаяся у человека потребность в саморазвитии в определенном отношении удовлетворяется в деятельностях, отличающихся друг от друга по параметру социальной значимости. Поэтому задача педагога - помочь человеку осуществлять саморазвитие в социально полезных по содержанию и форме видах деятельности.
Н.В. Кузьмина подчеркивает, что “саморазвитие базируется на субъективной потребности в достижении более высоких результатов, чем имеющиеся, на субъективных представлениях образа-результата и самооценке результативности собственного труда” [89, c. 40].
Важная роль самооценки в процессе формирования профессиональных умений и в профессиональной деятельности подтверждается также рядом исследователей (А.И. Липкина; К.К. Платонов, С.Е. Рескина, Л.А. Рыбак, Ю.А. Цигорелли) [101; 137; 153; 187]. Общая успешность деятельности отрицательно коррелирует с неадекватностью самооценки и ее неустойчивостью. В несколько меньшей степени эта закономерность выражена у начинающих, особенно в период профессиональной подготовки. По мере роста профессионализма на первый план выходит умение профессионала на основе прошлого опыта оценить свои возможности в тех или иных условиях деятельности [147].