Проанализировав состав ошибок, допущенных студентами при выполнении расчетно-графического задания, мы пришли к выводу, что ребята, как правило, не задаются вопросом, что же в конечном итоге они должны получить, не могут перенести полученные ранее знания в новые условия, пользоваться справочной литературой, произвести оценку полученного результата.
Мы также попросили участников эксперимента дать самооценку сформированности у них четырех выделенных нами базовых умений согласно критериям, приведенным выше. В табл. 4 представлены результаты сравнения среднего арифметического экспертной оценки и самооценки базовых умений.
Таблица 4
Сравнение экспертной оценки и самооценки уровня сформированности базовых умений
Умение |
Оценка |
Самооценка |
e |
Сформулировать цели работы |
2,85 |
3,5 |
-0,65 |
Найти недостающие данные и перевести единицы измерения |
3,06 |
3,27 |
-0,21 |
Произвести расчет, оценить полученный результат и найти “выпадающие” цифры |
2,62 |
3,05 |
-0,43 |
Синтезировать систему и технически грамотно объяснить полученный результат |
2,76 |
3,43 |
-0,67 |
Анализ показывает, что самооценка студентов в большинстве случаев превышает оценку экспертов. Причем у студентов со средним и низким уровнем сформированности базовых умений самооценка завышена гораздо чаще, чем у студентов с высоким уровнем.
Нас также интересовал такой фактор, влияющий на развитие базовых умений, как склонность к избранной профессии типа “человек-техника”. Для выявления этого показателя был использован дифферинцированно-диагностический опросник Е.А. Климова [Прил. 6].
Результаты опроса приведены в табл. 5, где приняты следующие обозначения: П - природа, Т - техника, Ч - человек, З - знак, Х - художественный образ.
Таблица 5
Склонности к типам профессий
Тип профессии | |||||
П |
Т |
Ч |
З |
Х | |
Опрашиваемые студенты, % |
8,82 |
38,24 |
23,53 |
11,76 |
17,65 |
Данные показывают, что склонность к избранной профессии имеют 39 студентов (38,24%), что является одним из важнейших факторов формирования профессиональных умений. Следовательно, для дальнейшего развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности студентов, которая актуализировала бы противоречия между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом (мотивами) для человека.
Для выявления мотивов, побудивших выбрать данную профессию, и отношения к ней мы попросили студентов ответить на следующие вопросы: 1) Почему Вы выбрали данную профессию? 2) Чего Вы ожидаете после окончания вуза? 3) Хотели бы Вы сменить профессию? Варианты ответов давали сами студенты, а мы сгруппировали наиболее часто повторяющиеся из них. Результаты опроса приведены в табл. 6.
Таблица 6
Мотивы выбора и отношение к избранной профессии
Вопрос |
Студенты, % |
Почему Вы выбрали данную профессию? а) целенаправленно б) получить высшее образование в) финансовое положение родителей не позволило поступить на другую специальность г) прочее (не идти в армию, друзья посоветовали и т.п.) |
14,71 8,82 52,94 23,53 |
Чего Вы ожидаете после окончания вуза? а) стать специалистом б) найти работу по специальности в) найти любую работу (карьера, финансовое благополучие) г) получить диплом д)ничего |
5,88 8,82 23,53 23,53 48,24 |
Хотели бы Вы сменить профессию? а) да б) нет в) не знаю |
79,41 14,71 5,88 |