Я выбрал для методического анализа занятие 1 по теме «Общие обязанности велосипедиста». Данное занятие играет важную роль в подготовке учащихся к конкурсу «Безопасное колесо»,потому как часто остальные участники дорожного движения забывают о велосипедистах как о полноправных участников дорожного движения. Тема «Общие обязанности велосипедиста» изучается уже после основных правил и ее понимание, во многом возможно только при наличии прочных знаний по предыдущим темам. Тип урока был определен как лекционное занятие, что соответствует методике обучения в общеобразовательных учереждениях. При подготовке к занятию были учтены:
- особенности психических процессов учащихся, внимания и его устойчивости (преподаватель использовал такие приемы, как рассказ, объяснение, демонстрацию наглядных пособий, в частности, презентации, конспектирование, и чередовал их с учетом наиболее эффективного восприятия их учащимися),
- особенности мышления учащихся 5-6 классов общеобразовательных учебных заведений.
Структура занятия включала в себя основные этапы, соответствующие структуре комбинированного занятия в средне - профессиональных учебных заведениях и отвечающего задачам и требованиям занятия (организационный этап - изучение нового материала - закрепление материала - заключительный этап).
При изложении материала преподаватель учитывал принципы наглядности, активности, посильности и научности, последовательности изложения.
Методы применялись разнообразные, соответствующие задачам урока, типу урока, возрастным особенностям учащихся.
Из-за недавнего развития нанотехнологий, преподаватель использовал довольно ограниченный запас наглядных пособий и видеофильмов.
В процессе занятия активно применялись технические средства обучения (компьютер), которые использовались с целью просмотра презентации. Темп, дикция и эмоциональность преподавателя были на достаточном уровне, педагог точно употреблял научную терминологию, имел контакт с аудиторией.
Преподаватель постоянно контролировал обстановку на занятии. При этом он использовал различные методы и средства обучения с учетом особенностей восприятия информации учащимися, и специфику преподавания уроков ПДД в школе, направленных на уменьшение детского дорожного травматизма.
Оформление доски, санитарные требования, (освещение в аудитории, климат) соблюдались, как и правила техники безопасности при работе с ТСО.
Большинство поставленных задач на занятии были решены. Недостатком занятия можно назвать отсутствие видеофильма, недостаточная продуманность оформления доски. В остальном явных недостатков в области организации и проведения занятия не наблюдалось.
Общая оценка занятия – 4 (хорошо).
Таблица 3
Показатели успешности занятия
№ |
Показатели |
Критерии успешности |
Оценка в баллах | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
1 |
Оснащение занятия |
Оформление доски |
4 | |||
Наличие ТСО |
4 | |||||
Наличие дидактических средств (плакатов, карточек и т.д.) |
3 | |||||
Средняя оценка: |
4,1 | |||||
2 |
Содержание занятия |
Соответствие содержания занятия программе |
4 | |||
Работа с формированием понятийного аппарата |
4 | |||||
Средняя оценка: |
4 | |||||
3 |
Организация занятия |
Начало занятия (своевременность, расход времени на организационную часть и т.д.) |
4 | |||
Готовность учителя и учащихся к занятию |
5 | |||||
Оценка структуры занятия и целесообразности разбивки времени на каждый этап |
5 | |||||
Выполнение плана занятия |
5 | |||||
Достижение поставленных целей занятия |
5 | |||||
Своевременность окончания занятия |
5 | |||||
Средняя оценка: |
5 | |||||
4 |
Проведение занятия |
Постановка целей и мотивация учащихся, разъяснение значимости изучаемого материала |
4 | |||
Логика перехода от одного этапа к другому |
5 | |||||
Актуализация знаний учащихся, связь нового материала с ранее изученным и имеющимся опытом |
5 | |||||
Средняя оценка: |
4,7 | |||||
5 |
Реализация принципов обучения |
Принцип сознательности и активности |
3 | |||
Принцип научности |
5 | |||||
Принцип доступности обучения |
5 | |||||
Принцип наглядности |
4 | |||||
Принцип систематичности и последовательности |
5 | |||||
Характер познавательной деятельности учащихся (репродуктивный, творческий) |
4 | |||||
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения |
4 | |||||
Средняя оценка: |
4,3 | |||||
6 |
Методы обучения |
Методы активизации познавательной деятельности |
5 | |||
Выбор методов в соответствии с целями и задачами урока |
5 | |||||
Учет возрастных особенностей учащихся |
4 | |||||
Методы развития самостоятельности и творческой активности |
5 | |||||
Методы воспитания учащихся |
4 | |||||
Методика инструктирования (вводный, текущий, заключительный) |
4 | |||||
Методы организации эффективного показа трудовых приемов (расчленение на отдельные действия, замедление темпа, сочетание с наглядностью и объяснением и т. п.) |
5 | |||||
Средняя оценка: |
4.6 | |||||
7 |
Контроль |
Непрерывность контроля |
5 | |||
Организация само- и взаимоконтроля учащихся |
5 | |||||
Объективность оценки |
5 | |||||
Учет всех критериев оценки |
5 | |||||
Комментирование оценки |
5 | |||||
Дополнительный контроль за работой отстающих учащихся |
5 | |||||
Средняя оценка: |
5 | |||||
8 |
Поведение преподавателя на занятии |
Внешний вид |
5 | |||
Умение владеть коллективом |
4 | |||||
Речь преподавателя |
4 | |||||
Педагогический такт |
5 | |||||
Средняя оценка: |
4.5 | |||||
9 |
Работа учащихся |
Активность |
5 | |||
Организованность |
5 | |||||
Дисциплинированность |
5 | |||||
Средняя оценка: |
5 | |||||