Предварительным условием творческой деятельности выступает процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить.
Творческая деятельность – это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, новых более прогрессивных форм управления, воспитания и т.д. и раздвигающая пределы человеческих возможностей.
В основе творчества лежит принцип деятельности, а конкретнее трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружающего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека.
Таким образом, принцип деятельности, единство труда и творчества раскрывают социологический аспект анализа основ творчества.
Культурологический аспект исходит из принципа преемственности, единства традиции и новаторства. Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность. Культура и творчество тесно взаимосвязаны, более того взаимообусловлены. Немыслимо говорить о культуре без творчества, поскольку оно – дальнейшее развитие культуры (духовной и материальной). Творчество возможно лишь на основе преемственности в развитии культуры.
В настоящее время понятие «творчество» все чаще включается в педагогическую терминологию, а вместе с ним и достаточно близкие по значению, но разные по некоторым оттенкам понятия эвристичность, креативность.
«Эвристика (греч. heurisko – отыскиваю, открываю) – наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые в открытии нового и в обучении. Назначением эвристики является построение моделей процесса решения новой задачи». Следовательно, под эвристичностью понимается оригинальность – отличие от общепринятого, стереотипного; творческая продуктивность – количество идей, суждений умозаключений в результате деятельности; гибкость и широта творческого мышления – разнообразие творческих подходов и способов творческого самовыражения, широта используемых областей человеческих знаний, а также способность организовать собственную познавательную деятельность и рефлексировать творческий процесс.
«Креативность (лат. сгеаtо – сотворение, создание) – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации».
Креативный потенциал – способность человека к созидающей активности, умение творчески самовыражаться в жизнедеятельности, выходя за рамки ограничивающих знаний.
В каждом из вышеозначенных определений, одним из ключевых является понятие «творчество», то есть деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Творческая деятельность предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Творческий потенциал заложен в человеке генетически, биологически, иначе человек бы не выжил, не сохранился как биологический вид. В течение XX века психологами и педагогами обсуждается вопрос о возможности актуализации и реализации творческого потенциала, развитии самореализующейся творческой личности, о создании образовательных моделей развития творчества.
Творческая самореализация сопровождается развитием внутреннего мира человека, его креативных, когнитивных, организационно-деятельностных и методологических качеств, а творческой продукцией выступают: во-первых, материализированные результаты деятельности студента в виде оригинальной идеи, сценария и т.п.; во-вторых, изменения личных качеств студента, естественно развивающихся в процессе профессиональной подготовки.
Культурный аспект педагогики самореализации личности раскрывает В.П. Лаврентьев, перспективно выделяя последнюю как новую научно-практическую дисциплину. Наше внимание акцентируется на следующей его мысли: «Педагогика, выступая частью культуры, определяет предметом своей деятельности образование, воспитание и развитие личности средствами культуры, которые использует другая личность – учитель, воспитатель, помощник, а культурология рассматривает духовные достижения людей как самоценность, передаваемую из поколения в поколение мудреющим и совершенствующимся человечеством». При этом личностное «само», к которому должна стремиться всякая педагогика, как считает этот автор, обозначена им сверхцелью науки педагогики. Поскольку, по его мнению, самореализация «я» - личности средствами самообразования (самообучения), самовоспитания (самоформирования), саморазвития (саморегулирования) является сверхцелью движения личности и общества в сторону их самосовершенствования.