Особый интерес и внимание вызывает технология саморазвивающего обучения, предложенная Германом Константиновичем Селевко. Опираясь на основные положения этой технологии, можно организовать деятельность человека не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:
– в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);
– в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);
– в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
– в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).
Подробно рассмотрев теоретическую составляющую творчества и самореализации студентов и аспирантов, было принято решение провести практическое исследование.
В целях проведения исследования на тему творческой составляющей и самореализации в деятельности студентов и аспирантов в числе прочих личных качеств и умений было проведено анкетирование среди учащихся КГЭУ (магистранты второго года обучения и аспиранты первого года обучения). Генеральная совокупность магистрантов и аспирантов составила 54 и 60 человек. Выборочная совокупность – 20 аспирантов и 20 магистрантов.
Для проведения данного исследования была разработана анкета «Идеальная компетентностная модель преподавателя высшей школы», включающая перечень основных и необходимых качеств и умений, по мнению автора. Учащимся было предложено заполнить эту анкету, максимально объективно оценив свои личностные качества по десятибалльной шкале. В исследовании приняло участие 20 магистрантов и 20 аспирантов. Результатом стал подсчет среднего балла по каждому выделенному качеству, построение гистограмм и их сравнение.
Рис. 1. Анкета «Идеальная компетентностная модель преподавателя высшей школы». Максимально объективно оцените свои качества по десятибалльной шкале (0 – отсутствуют, 10 – максимально развиты)
Идеальная компетентностная модель преподавателя высшей школы | ||
№ п/п |
Личные качества и умения |
Степень обладания, в баллах от 0 до 10 |
1 |
Дисциплинированность | |
2 |
Системный взгляд | |
3 |
Высокий уровень базового образования | |
4 |
Самореализация | |
5 |
Творческий склад ума | |
6 |
Умение перерабатывать большой объем информации | |
7 |
Чувство времени и пространства | |
8 |
Умение организовать | |
9 |
Трудолюбие | |
10 |
Ответственность | |
11 |
Пунктуальность | |
12 |
Исполнительность | |
13 |
Интуиция | |
14 |
Чувствительность к индивидуальным особенностям учащихся | |
15 |
Способности к внушению | |
16 |
Умение излагать свои мысли | |
17 |
Аналитический склад ума | |
18 |
Гуманизм | |
19 |
Наличие собственного мнения, умение его обосновать |