В современных условиях антропогенное влияние на окружающую среду достигло глобальных масштабов, стало теряться равновесие между природными системами и потребностями людей, наблюдаются необратимые явления, радикально изменяющие облик Земли и ставящие под угрозу саму жизнь на ней. Каковы же пути преодоления тотального самоуничтожения рода Homo sapiens и большей части биосферы?
Экологи считают, что проблему можно решить только в случае минимизации загрязнений, произведенных человечеством, до уровня, с которым природа будет в состоянии справляться самостоятельно. Но для этого необходимо, чтобы каждый житель планеты осознал, что экологическая угроза исходит не от безымянного человечества вообще, а от конкретного человека. Преодоление кризиса зависит от уровня экологической культуры личности и общества. Опираясь на накопленный наукой опыт изучения данной проблемы (И.Д.Зверев, С.Н.Глазычев, И.Т.Суравегина и др.) мы рассматриваем экологическую культуру как совокупность научных знаний об исторически сложившемся в различных культурных эпохах опыте взаимодействия человека и природы; способность человека к рациональному и эмоциональному восприятию окружающего мира и себя в нем; готовность к природоохранной деятельности. Это особое личностное образование, состоящее из таких элементов, как:
- понимание специфики и сложности природных явлений, их взаимосвязи;
- целостность знаний об окружающей среде;
- способность мыслить в границах экологической безопасности;
- следование законам, охраняющим природную среду;
- способность к созданию конструктивных этических положений, регулирующих отношения человека с окружающей его природной средой;
- готовность нести ответственность за сохранность окружающей среды.
Системообразующей интегральной характеристикой взаимодействия человека и природы является его общая культура. Экологическая культура — неотъемлемый компонент образованности (культурности) личности. Эффективность ее воспитания обусловлена признанием неразделимости природы, социума и человека. Уровень сформированности экологической культуры зависит от особенностей ценностно-смысловой сферы личности. Высокие нравственные идеалы, ответственность перед будущими поколениями задают отношение к природе на уровне культуры.
В связи с этим возрастает роль образования. Оно становится решающим фактором гармонизации взаимодействия человека и природы. У.М.Стэпп считает, что "человек является единственным существом, которое может управлять и манипулировать окружающей средой, разрушать или сохранять ее . Знание последствий воздействия на окружающую среду представляет собой важнейший элемент человеческой культуры. Настоящее и будущее природы в большей степени определяется человеком. В свою очередь, действия, которые предпримет человек, определяются его образованием" [1, с. 32].
А.Д.Урсул вводит понятие "опережающее ноосферное образование". Его суть состоит в отказе от "полученного в наследие от прошлого консервативного механизма передачи все быстрее устаревавших знаний и опыта, неспособного удовлетворить растущие социальные потребности, эффективно содействовать решению глобальных проблем человечества, ни в коей мере не способствующего ослаблению планетарного антропоэкологического кризиса" [2, с. 64]. Данный подход согласуется с Национальной доктриной образования Российской Федерации (2000), предусматривающей приоритет целей и принципов устойчивого развития.
Понятие "экологическое образование" впервые было определено на конференции, прошедшей в 1970 г. в г. Карсон-Сити (США). На современном этапе оно характеризуется как непрерывный процесс обучения, воспитания, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности каждого жителя планеты. Экологическое образование опирается на научную базу, охватывает большую часть изучаемых в школе дисциплин и преследует цели:
- овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения;