- формирование на базе знаний и умений научно обоснованной экологической картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
- подготовка экологически грамотных учащихся, знающих экологические закономерности, связи между живыми организмами и окружающей природой, пути установления гармоничных отношений со всем живым как главной ценностью на Земле.
Эти цели можно конкретизировать в трех группах задач: познавательной (усвоение основных научных экологических понятий и фактов; понимание ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека); мотивационной (развитие потребности общения с природой; сознательного соблюдения норм экологоориентированного поведения); деятельностной (активизация деятельности по охране природной среды, участие в пропаганде идей охраны природы).
Экологическое образование носит непрерывный характер. Оно предполагает поэтапное расширение пространства экологической культуры личности, усложнение содержания и адекватное изменение способов (механизмов) его усвоения учащимися. Старший школьный возраст можно рассматривать как ключевую ступень экологического образования. В этот период жизни закладываются основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей, происходит осознание значения природы для общества и человека, роли антропогенного фактора в изменении природных комплексов, обеспечивается включение учащихся в практическую экологическую деятельность. Только в старшем школьном возрасте при целенаправленной работе можно сформировать систему научных экологических знаний, ценностных экологических ориентации, ответственное отношение к природной среде.
Содержание экологического образования в старшей школе отбирается в соответствии с базовыми педагогическими принципами:
- системности;
- единства и дифференциации эмпирического и теоретического компонентов, научной и практической составляющих;
- полноты содержания в пределах времени, отведенного на изучение данного предмета;
- преемственности содержания с учетом уровня усвоения ранее полученной информации;
- схематизации и моделирования;
- соответствия содержания предмета возможностям учебно-материальной базы учебного заведения с учетом перспектив ее развития на ближайший период.
К этому перечню необходимо добавить еще один принцип, без реализации которого развитие современного образования уже не представляется возможным, — принцип культуросообразности. Такая позиция обусловлена пониманием того, что экологические вопросы должны рассматриваться с учетом этнического своеобразия. Моделирование национальной культуры в образовании — чрезвычайно важное условие формирования экологического сознания, утверждения экологического императива как нравственной ценности.
Поскольку экология — это наука о доме, родине (гр. oikos — дом, родина), то предназначение современного образования — через восстановление естественных связей человека, природы и культуры подойти к реализации идеи национального дома, вне которой невозможно проявление подлинной человечности. Воссоздание культуры в образовании осуществляется посредством интегрированных курсов, сближения естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.
Экологическое образование в старшей школе можно выстраивать на основе трех моделей: однопредметной, многопредметной и смешанной.
Однопредметная модель предполагает изучение экологии в рамках самостоятельного предмета. Такой подход рекомендован Всемирной хартией охраны природы, в которой отмечено, что экологические курсы должны стать составной частью общей системы образования. Содержание предмета "Экология" объединяет знания о различных видах сложных взаимодействий: эколого-биологических, эколого-биосферных, социально-экологических. Они определяют логику формирования экологической культуры старшеклассников и могут быть сгруппированы по пяти содержательным линиям:
1) становление экологии, ее основные понятия и методы;