В эксперименте используются магнитофон и секундомер. Подбираются прозаические и стихотворные тексты, содержание которых соответствуют уровню знаний и интересов детей дошкольного возраста. Тексты небольшие по объему с четко прослеживаемой основной мыслью.
Определяется присущий ребенку темп речи при выполнении речевых заданий разной сложности:
а) при пересказе текста, который читал экспериментатор: «Однажды мы с папой ходили в лес. Мы зашли в лес далеко и вдруг увидели лося. Лось был большой, но не страшный. На голове у него были красивые рога».
б) при чтении стихотворения, выбранного самим ребенком.
в) при чтении хорошо знакомого стихотворения в соответствии с инструкцией: «Прочти стихотворение, которое ты хорошо знаешь:
Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает,
Песенки поет.»
г) при произнесении фразы, сложной в артикуляторном плане, которой ребенок предварительно обучался: «Мама Милу мылом мыла»;
д) при произнесении хорошо знакомой фразы: «Мишка косолапый по лесу идет»;
Все речевые задания записываются на магнитопленке. Подсчитывается количество слогов в секунду. Отмечается, в каком темпе говорил ребенок: в медленном, в нормальном, в быстром.
Определяется возможность произнесения стихотворения в заданном темпо-ритме под удары метронома: 2,7 уд/сек., 2 уд/сек., 1,3 уд/сек., 0,6 уд/сек
Отмечается:
- ребенок свободно читает стихотворение в заданном темпо-ритме – 2 балла
- ребенок затрудняется самостоятельно читать стихотворение в заданном темпо-ритме – 1 балл
- невозможность чтения стихотворения в заданном темпо-ритме 0 баллов
Определяется возможность одновременной реализации движений и речи в соответствии с инструкцией «Произносить фразу «Дует ветер, сильный ветер» и хлопать одновременно в ладоши». Экспериментатор предварительно демонстрирует образец, детям предлагается темпо-ритм, соответствующий по метроному 1,7 – 2 уд/сек., так как согласно исследованиям Б.М.Теплова (1985г.) наиболее благоприятная скорость для субъективной ритмизации является ритм, соответствующий 1,7 – 2 уд/сек
Отмечается:
говорит и хлопает одновременно – 2 балла
движения и речь не всегда одновременны – 1 балл
невозможность одновременной реализации движений и речи – 0 баллов
Определяется возможность воспроизведения ритмических рисунков, фраз разного стихотворного размера при:
а) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением и под удары метронома.
б) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением;
г) воспроизведении ритмического рисунка без речевого сопровождения;
Отмечается:
правильное и самостоятельное воспроизведение ритмического рисунка – 2 балла
трудности при самостоятельном воспроизведении – 1 балл
невозможность воспроизведения ритмических рисунков – 0 баллов
Оценка ребенком собственного темпа речи.
Определяется возможность оценки ребенком собственного темпа речи при пересказе текста вслед за логопедом.
Определяется возможность оценки ребенком собственного темпа речи при чтении стихотворения «Мишка косолапый».
Отмечается: