В дошкольных учреждениях имеется большое разнообразие форм воспитательно-образовательной деятельности, направленной на обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов, одной из таких форм является коллективная творческая деятельность.
"Психологи, исследуя понятие творческой деятельности - подчеркивали, что условием и средством достижения деятельности является творческое созидание. Это творческое, преобразующее начало должно обязательно присутствовать в обучении" [11, с. 7].
"В основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности (Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова). Это расходится с распространенной точкой зрения на речевое развитие как на "артефакт подражания", как на эффект неосознанного усвоения языка ребенком" [35, с. 8].
Подлинное развитие повествовательной речи предполагает освоение ребенком творческих возможностей языка. Для этого требуется особая организация процесса овладения языком, которая и осуществляется в коллективной творческой деятельности.
Форма воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении может быть, и коллективной, и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска. При этом: учитываются интересы и потребности каждого, индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле, данная форма является по исполнению неповторимой [29].
"Коллективная творческая деятельность – это естественное социальное педагогическое явление. Коллективная творческая деятельность состоит из двух понятий: коллективная, потому что планируется, совершается и обсуждается совместно с детьми и педагогами, и творческая, так как планируется и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных задач" [23, с. 18].
"Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются, прежде всего, характером постановки воспитательно-образовательных задач и освоения коллективного опыта детьми. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель не передает им готовый опыт, а ставит воспитательно-образовательные задачи перед детьми незаметно. Дошкольники сами "открывают" эти задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, принимают ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые. Этим коллективные творческие дела принципиально отличаются от мероприятий: бесед, экскурсий, работы кружков и т.п. для которых, напротив, характерна открытая постановка и осуществление образовательных, развивающих и воспитательных задач" [22, с. 29].
"Коллективная творческая деятельность характеризуется практической направленностью, коллективной организацией педагогического процесса, творческим характером, где дети заботятся друг о друге, о своем коллективе. Такая организация жизни детей в воспитательно-образовательном процессе сплачивает воспитателей и дошкольников" [22, с. 30].
Методику применения коллективных творческих дел разработал Иванов Игорь Петрович (1925-1991) - академик РАО, автор методики коммунарского воспитания и коллективных творческих дел. Основу, сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, старших и младших, взрослых и детей, педагогов и дошкольников, при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения, навыки на общую пользу и радость [22].
Общие черты рассматриваемой технологии это свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения педагогу. Педагогика сотрудничества, сотворчество воспитанника и воспитателя. Главной методической особенностью коллективного творческого дела является субъектная позиция личности. Технология воспитания общественного творчества И.П. Иванова направлена на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфичные особенности. Мотивом деятельности детей в коллективном творческом деле является стремление их к самоутверждению, самовыражению [23].
Различаются следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные [23].
Успешное использование системы коллективных творческих дел при реализации педагогических возможностей обеспечиваются соблюдением трех основных условий:
1. Развитие отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников.
2. Развитие отношений творческого развития между воспитанниками.
3. Развитие отношений творческого содружества между самими воспитателями [23].