Формирование интереса к народной музыке у младших школьников

Страница 1

Народная музыка (или фольклорная) – музыкально-поэтическое творчество народа. Она является неотъемлемой частью фольклора и вместе с тем включается в исторический процесс формирования и развития культовой и светской, профессиональной и массовой музыкальной культуры. Исследователи определяют народную музыку как продукт музыкальной традиции, формируемой в процессе устной передачи тремя факторами – непрерывностью (преемственностью), вариантностью (изменчивостью) и избирательностью (отбором среды).

Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков – осознается современным обществом как фактор преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Фольклорный материал программы 1 класса должен сохранять преемственную связь с музыкальными занятиями в дошкольном учреждении в виде песен-игр, хороводов. Школьники должны ясно сознавать, что все в мире взаимосвязано и взаимозависимо. Из поколения в поколение народ передает через фольклор свой нравственный и эстетический завет, свой дух и свою мудрость [7;22].

Народная музыка существует в следующих основных видах: песня, песенная импровизация (тип саамской йойки), песни без слов (чувашская, еврейская), эпическое сказание (русская былина), инструментальные пьесы и наигрыши [34]. Народная музыка явилась основой практически всех национальных профессиональных школ, начиная от простейших обработок народных мелодий, до индивидуального творчества, претворяющего в жизнь законы, специфические для той или иной народной музыкальной традиции.

Народное творчество необходимо использовать для того, чтобы заложить в душе ребенка основу художественной культуры, благодаря которой он в будущем будет интуитивно точно реагировать на самые различные формы музыкального искусства и откликаться только на его высокие образцы: ведь фольклор – это коллективное художественное творчество народа, веками вбиравшее в себя его жизненный опыт и знания. Эстетическое воспитание детей в современной многонациональной начальной школе позволяет формировать интерес к народным традициям, поскольку данный возрастной период отличается обостренным восприятием, эмоциональной отзывчивостью, любознательностью, поэтому наиболее плодотворен для формирования у младших школьников интереса к фольклору на уроках музыки и внеурочной деятельности. Изучение фольклора является важным инструментом осознания обучающимися себя как личности в пространстве культуры, народного творчества, духовных ценностей, обладает огромным воспитательным потенциалом [12;48].

В становлении системы детского музыкального воспитания и образования огромное значение имеет опыт предшествующих поколений. Известный музыкант и педагог С.Миропольский отмечал художественный элемент народной песни и его благотворное влияние на детские души. По мнению З. Кодаи, основой музыкальной культуры нации и, следовательно, музыкального воспитания в школе призвана быть народная музыка [26]. В фольклоре более ясно отражаются высокие эстетические и этические ценности, национальное своеобразие. Приобщение к профессиональной композиторской музыке через познание народной музыки дает детям возможность увидеть их взаимосвязь, углубить знания о музыкальных явлениях

Также при помощи народной музыки происходит воспитание толерантной личности, так как музыка наиболее доступный, сильнодействующий вид искусства. Фольклорное наследие любого народа – это уникальный источник сохранения духовно-культурных достижений, имеющий признаки национальной принадлежности и самобытности [33].

Само обращение к народной музыке имеет огромное воспитательное значение. Ее активное освоение способствует формированию интереса к народной музыке, что в свою очередь является важным условием воспитания чувства патриотизма. Кроме того, исполнение народных песен – это по своей природе творческая деятельность, где воплощение художественного образа связано с варьированием и импровизацией текста, мелодии, движений [37]. Народные попевки удобны для пения, многие из них близки речевым интонациям. Эту особенность педагогу необходимо использовать в работе: начиная с выразительного чтения текста нараспев постепенно подводить детей к вокализациям, а затем и к пению. Накопление интонационного опыта народной музыки значительно облегчает усвоение языка классической музыки, включающей ее обороты.

В наше время, вследствие увлечения массовой культурой наблюдается культурная дезадаптация детей, отрыв от культурной преемственности поколений, нежелание изучать и сохранять многовековые культурные народные традиции. Учащиеся больше увлечены «легкой» музыкой и у них нет особого желания приобщаться к лучшим образцам народной и классической музыки, поэтому с особой остротой ставится проблема интереса, увлеченности. Систематическое усвоение знаний о музыке, формирование умений и навыков должно быть направлено, прежде всего, на развитие эмоциональной отзывчивости, интереса детей к музыке. В детском возрасте остро проявляется потребность, которую психологи обозначают как потребность в «эмоциональном насыщении» [10;50].

Страницы: 1 2 3 4

Навигация