Интерес – прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к музыке в частности – это мотив или мотивационное состояние, побуждающее к самостоятельной деятельности. Интерес возникает на основе познавательного влечения к той или иной области действительности. Под влиянием интереса развиваются музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, усиливаются непроизвольное внимание, сосредоточенность. Успешность решения данной проблемы во многом зависит от профессиональной компетентности педагога, его умения превращать общение ребенка с музыкой в полноценную художественную деятельность. В младшем школьном возрасте дети обладают особой звукочувствительностью и эмоциональностью, поэтому и художественное обучение для них оказывается более воспринимаемым, чем в старших классах. Акцент в системе массового музыкального воспитания и образования имеет смысл ставить не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, на формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей жизни. Для развития интереса школьников важно использовать различные виды деятельности, такие как: пение, вокальные импровизации, голосовые игры, речевые упражнения Емельянова, Т.Тютюнниковой, слушание музыки, в процессе которого важно включать задания на активизацию слухового внимания, учебно-игровая деятельность, инсценировки, игра на музыкальных инструментах. Каждый вид деятельности связан с развитием музыкального восприятия. Все вместе они воспитывают у ребенка любовь к музыке, формируют музыкальный вкус, развивают интерес [1;25;41].
Интересные уроки музыки – это не развлекательные занятия и, конечно же, не сухое вдалбливание песенного материала, музыкальных фрагментов, дат жизни композиторов. Это те уроки, которые вызывают у учащихся разнообразную гамму чувств, размышлений, раздумий, эстетических переживаний, заставляют что-то по-своему продумать, прочувствовать, пережить [45]. Интерес к музыке – обязательное условие для того, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль. Пробуждать интерес к музыке – одна из главных задач педагога. Решая ее, он добивается того, что работоспособность ученика повышается: увеличивается сосредоточенность, усиливается слуховой контроль и, как следствие, художественная сторона исполнения становится более осмысленной, выразительной и яркой.
Психологической наукой сформулированы различные уровни развития учебных интересов школьников младшего возраста: любопытство, любознательность, теоретический и познавательный интересы. Любопытство к урокам музыки, как правило, проявляет большинство учащихся. Многие учителя замечают, что ученики перед уроком с большим интересом спрашивают, какую песню намечено разучить, какое музыкальное произведение прослушать. Однако на стадии любопытства у школьников не возникает стремления глубже узнать что-то о музыке вообще: их привлекает прежде всего занимательная сторона: достаточно ли песня весела, что «изображает» музыкальное произведение. Стадия любознательности наступает в процессе музыкального обучения уже как определенный показатель уровня его результатов. Эта стадия характеризуется стремлением учащегося самостоятельно узнать нечто о заинтересовавшем его музыкальном явлении: песне, произведении определенного композитора, жанре и.т.д. Тогда же возникает стремление выйти за пределы известного, полученного на уроке. Познавательный интерес к музыке всегда сочетается с эмоциональным интересом к ней и характеризуется вниманием к новым закономерностям музыкального искусства: музыкальному многоголосию, исполнительским средствам выразительности. Высшая ступень развития познавательных интересов в области музыки непосредственным образом связана с развитием музыкальных чувств, потребностей и интересов и заключается в стремлении использовать имеющиеся знания и умения (в слушании музыки и пении) на практике, в самостоятельных занятиях музыкой: в домашнем музицировании, в посещении концертов, в чтении литературы о музыке и музыкантах. А в конечном итоге – в музыкальном самообразовании и самовоспитании [5;36].
Стадии развития познавательного интереса существуют не изолированно: они могут сосуществовать в едином акте познания и художественного усвоения музыкального произведения. По уровню осознанности и действенности принято различать следующие виды познавательных интересов.
Занимательность – наиболее низкий уровень осознанности и действенности. Он возникает на основе яркости впечатления от новизны предмета. Яркая эстрадная пьеса, шуточная песня, части из «Детской симфонии» И.Гайдна с элементарными музыкальными инструментами могут стать занимательными для младшего школьника. Интерес, основанный на явлении занимательности, почти всегда непродолжителен, нестоек и легко вытесняется новыми впечатлениями. Однако этот вид интереса может широко использоваться в начальный период музыкального обучения и развития, а также время от времени и на последующих этапах работы. Занимательность ведет к активному настрою, помогает осваивать трудоемкие виды деятельности на уроке: разучивание хорового произведения, разбор музыки, изучение специальной терминологии и т.д.