На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы было проведено анкетирование и беседа, с целью выявления степени заинтересованности народной музыкой. Исследование показало низкий уровень сформированности познавательного интереса к народной музыке.
Основная цель формирующего этапа состояла во внедрении разработанной методики формирования интереса к народной музыке через игровую деятельность, а также экспериментальной проверке ее эффективности. В формирующей части музыкально-педагогического эксперимента нами были использованы различные методические приемы, но доминировали игровые методы. Использование таких методов способствовало развитию у учащихся повышенного интереса к народной музыке. После проведения формирующего эксперимента, учащимся была предложена анкета, содержащая вопросы констатирующего этапа. Были получены следующие ответы:
№ |
Вопрос |
да |
нет |
Не знаю |
1 |
Любите ли вы музыку? |
80% |
15% |
5% |
2 |
Часто ли вы слушаете музыку? |
65% |
30% |
5% |
3 |
Вызывает ли у вас интерес музыка вашего народа? |
56% |
23% |
21% |
4 |
Посещаете ли вы концерты? |
35% |
52% |
13% |
5 |
В вашей семье слушают или исполняют народную музыку? |
58% |
30% |
12% |
6 |
Хотели бы вы больше слушать народную музыку? |
43% |
38% |
19% |
7 |
Нравятся ли вам какие-либо народные песни? |
39% |
34% |
27% |
8 |
Знаете ли вы народные музыкальные инструменты? |
64% |
28% |
8% |
Проводя сравнительный анализ результатов анкетирования, проведенного на констатирующем и заключительном этапе исследования была отмечена положительная динамика развития уровня знаний учащихся народной музыке и степень заинтересованности.
После анкетирования с учащимися была проведена беседа по следующим вопросам:
1. Знаете ли вы, что такое народная музыка?
2. Музыку каких народов вы слышали?
3. Назовите известные вам народные песни?
4. Где вы встречались с народной музыкой?
5. Ваши родители играют на каких-либо народных инструментах?
6. Музыку какого народа вы бы хотели послушать?
Если на констатирующем этапе на первый вопрос положительно ответило 10 человек (40%), то в конце эксперимента, количество учащихся, ответивших положительно, составило 20 человек (80%), причем 13 (52%) из них дали точное определение понятию «народная музыка», динамика роста интереса составляет 40%. В начале эксперимента 7 (28%) учащихся не знали, что такое народная музыка, в конце эксперимента 2 (8%) человека не смогли ответить на поставленный вопрос, количество учащихся, ответивших отрицательно, уменьшилось на 20%. Если в начале эксперимента данный вопрос вызвал затруднение у 6 (24%) учащихся, то на заключительном этапе 3 (12%) учащихся затруднились с ответом. Количество учащихся, затрудняющихся с ответом, уменьшилось на 12%.
В конце эксперимента 22 (88%) человека отметили, что знакомы с казахской, русской, украинской, белорусской народной музыкой, в начале эксперимента только 12 (48%) человек отметили, что знакомы с казахской и русской народной музыкой. Количество положительно ответивших увеличилось на 40%. Если на констатирующем этапе 9 (36%) учащихся никогда не сталкивались с народной музыкой, то в конце эксперимента количество ответивших отрицательно уменьшилось на 7 (28%) учащихся – 2 (8%) учащихся сказали, что не знакомились с народной музыкой. В начале эксперимента 4 (16%) человека затруднились с ответом, в конце эксперимента только 1 (4%) ученик затруднился с ответом. Количество учащихся, затрудняющихся с ответом, уменьшилось на 12%.