Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Страница 2

Если на констатирующем этапе только 8 (32%) человек смогли назвать известные им народные песни, то в конце эксперимента их число составило 20 (80%) человек, которые назвали знакомые им народные песни, такие как «Во поле береза стояла», «Елим-ай», «Во саду ли, в огороде», «Несе Галя воду», «Бульба», наблюдается динамика роста на 48%. 8 (32%) человек не смогли ответить на поставленный вопрос, тогда как в начале эксперимента не смогло ответить 17 (68%) человек. Количество не сумевших ответить на поставленный вопрос уменьшилось на 36%.

В конце эксперимента 20 (80%) учащихся отметили, что встречались с народной музыкой во время уроков, концертов, в домашней среде, хотя на констатирующем этапе только 10 (40%) учащихся отметили, что встречались с народной музыкой. Динамика роста составила 40%. Если в начале нашего эксперимента 8 (32%) учащихся ответили отрицательно на поставленный вопрос, то после реализации разработанной методики, было выяснено, что только 3 (12%) человека не встречались с народной музыкой. Количество, ответивших отрицательно, уменьшилось на 20%. Количество, затруднившихся с ответом уменьшилось с 7(28%) учащихся до 2 (8%), на 20%.

В семьях 4(16%) учеников родители играют на музыкальных инструментах, а именно на баяне, домбре, балалайке. 19 (76%) ученика ответили отрицательно на поставленный вопрос, 2 (8%) затруднились с ответом. Ответы учащихся на данный вопрос оказались схожими с результатами анкетирования, проведенном на констатирующем этапе.

Если на констатирующем этапе только 9 (36%) человек проявили интерес к музыкальной культуре других народов, то в конце эксперимента положительно ответило 15 (60%) человек, которые на уроке музыки хотели бы познакомиться с немецкой, татарской, киргизской, польской народной музыкой. Динамика роста составила 5 (20%) учащихся не хотели бы знакомиться с народной музыкой, 5 (20%) затруднились с ответом.

Полученные результаты уровня развития интереса к народной музыке у учащихся 3 «б» класса средней школы №1 значительно отличались от первоначальных. Проведенное исследование показало, что процесс формирования интереса к народной музыке, построенный по специальной методике, имел положительную динамику. Сравнительная характеристика полученных экспериментальных данных убедила в том, что предложенная в исследовании методика обеспечивает эффективное формирование интереса к народной музыке, способствует оптимизации учебного процесса, становится мощным стимулом музыкально-эстетического развития младших школьников.

Таким образом, в процессе заключительного этапа работы по применению методики с помощью повторного анкетирования и беседы выявлена её эффективность.

Одной из важных составляющих процесса реализации национальной доктрины образования является комплекс мер по улучшению художественного воспитания учащихся. Сегодня становится все более очевидным, что художественное воспитание должно опираться на культурные традиции, фундаментом которых является народность, понимаемая как обращение к фольклорным источникам. Художественное воспитание, основанное на фольклоре это, во-первых, – важный инструмент осознания учащимися себя как личности; во-вторых, – способ осмысления и самоощущения личности в пространстве культуры; в-третьих, – педагогическое средство формирования умения бережно использовать продукты человеческой культуры, народного творчества. Поэтому перед педагогами стоит задача вызвать интерес учащихся к народной музыке. Для пробуждения интереса младших школьников необходимо использовать различные виды музыкальной деятельности. Самый надежный способ увлечь учащихся – это использование игровой деятельности на уроках музыки. Современное музыкальное образование подчеркивает взаимосвязь игры и музыкального развития личности.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал недостаточную разработанность проблемы внедрения игровых моментов в структуру урока. Чаще всего учителя выпускают из поля внимания тот фактор, что младшие школьники, в силу своих возрастных особенностей, подвижны, неусидчивы, им нужна частая смена деятельности, для продуктивной работы на уроке. Поэтому, необходимо включать в структуру урока как можно больше игрового материала. Основными особенностями формирования интереса к народной музыке являются:

– учет индивидуальных и возрастных особенностей;

– использование различных видов музыкальной деятельности;

– включение в структуру урока игровых моментов;

Изучив основные особенности формирования интереса к народной музыке через игровую деятельность можно выделить следующее:

Страницы: 1 2 3

Навигация