Исследования уровня сформированности трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства в уголке природы

Современное образование » Развитие трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства » Исследования уровня сформированности трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства в уголке природы

Страница 1

Исследования по использованию дежурства как формы организации детского труда в старшей группе проводилось нами в ГОУ детского сада компенсирующего вида № 2075.

Анализ и диагностика трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста

Дежурства: по уголку природы. Ухаживают за растениями: по мере надобности поливают, моют, обрезают увядшие листья, рыхлят землю в горшках, ведут карту здоровья растений

В ходе дежурства определено наличие у детей умений, навыков, привычек работать аккуратно, в определенной последовательности, доводить дело до конца, правильно обращаться с орудиями труда и материалами.

Мы охарактеризовали способы организации труда детей (число участников, объединение в группы, самостоятельность детей при распределении работы, характер взаимоотношений детей в процессе деятельности).

Нами исследовано развитие трудовых умений и навыков у шести детей старшего дошкольного возраста.

1) Ребёнку предлагается потрудиться - полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль:

а) ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя;

б) ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);

в) ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).

2) Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения:

а) самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);

б) предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;

в) не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).

3) Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход:

а) ребёнок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);

б) результат труда определяет при помощи взрослого;

в) не справляется с заданием даже при помощи взрослого.

4) Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить:

а) ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;

б) раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;

в) не может спланировать последовательность трудовых действий.

5) Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора, вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.):

а) самостоятельно выбирает необходимое оборудование;

б) с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;

в) не может выполнить задания.

6) Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений:

а) все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;

б) отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;

Страницы: 1 2 3

Навигация