Развитие трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства

Современное образование » Развитие трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства

Труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребенка. Сегодня в обществе утрачено уважительное отношение к труду. Трудовая деятельность необходима человеку для удовлетворения его жизненных потребностей и не только физических. Она является важнейшим источником нравственного, эстетического, сенсорного и других видов воспитания. Естественно, что воспитание у дошкольников тех или иных трудовых навыков еще не решает задачи нравственного развития ребят. Однако оно имеет немаловажное значение для формирования личности ребенка, так как процесс овладения любым навыком или умением всегда сопряжен для него с проявлением воли, настойчивости, целеустремленности.

В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. Задача формирования привычки к трудовому усилию (привычки к доступному ребенку дошкольного возраста напряжению физических, умственных и нравственных сил, необходимых для умения решать трудовые задачи) впервые ставится программой в средней группе детского сада. Это требует от воспитателя глубокого понимания содержания задачи ― сформировать у каждого ребенка 4―5 лет умение прилагать усилия в труде (физические, когда требуется что-то принести, и волевые, когда приходится заниматься порученным делом, несмотря на то, что сверстники играют, зовут его сооружать дом).

В старшем возрасте в трудовом воспитании важной задачей является воспитание навыков организации своей и общей работы ― умение готовить заранее все необходимое, убирать использованные инструменты по окончании работы, предварительно очистив их от грязи, пыли, приводить, в порядок рабочее место. В старших группах решается задача формирования элементарных навыков планирования ― умения намечать последовательность работы, распределять обязанности между участниками, договариваться о совместной уборке после труда и т.д. Воспитатель при этом формирует положительные взаимоотношения между детьми ― умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать качество работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Анализ литературы великих педагогов прошлого времени: Г. Песталоцци, Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, а также учёных нашего времени Р.С. Буре, Д.В. Сергеевой, Е.И. Корзаковой, П.Г. Саморуковой, показал, что труд в природе имеет большое воспитательное значение, он является средством нравственного, умственного и сенсорного развития, а также развивает наблюдательность, любознательность, вызывает интерес к объектам природы. Дети в процессе труда получают знания о животных и растениях, учатся устанавливать простейшие взаимосвязи.

Одним из способов трудового воспитания мы рассматриваем разные виды дежурства в детском саду. Формы его организации: поручения, дежурства и коллективный труд детей могут позволить решить вопросы развития у детей трудовых умений и навыков.

Тема нашего исследования: Дежурство как форма формирования у дошкольников трудовых умений и навыков.

Цель: Выявить педагогические условия для формирования трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства в уголке природы.

Объект: Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: развитие трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства в уголке растений.

Гипотеза: Формирование трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста будет при следующих педагогических условиях:

1. если педагогом инициируется индивидуальный подход при анализе результатов труда ребенка;

2. если используются эффективные методы и приемы организации дошкольников;

3. если у детей сформированы представления и знания о процессе дежурств в уголке природы.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Изучить особенности развития у детей старшего дошкольного возраста трудовых умений и навыков в процессе дежурств в уголке природы.

3.Экпериментально апробировать формы и методы работы по развитию у детей трудовых умений и навыков.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- анализ психолого-педагогической и методической литературы;

- наблюдение педагогического процесса;

- проведение диагностических работ;

- анализ проведенных работ.

База исследования: Государственное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 2075, Юго-Западного округа, города Москвы.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Навигация