Осознание людьми роли и значения информации и информационных процессов в социальном прогрессе, появление новых технологий обработки информации и телекоммуникации на основе компьютерной техники привело к изменению заказа в системе образования со стороны общества. Образованность в ее современном понимании предполагает методологически гибкий, проектно-ориентированный интеллект, способность к коммуникации позитивного типа, сформированной установки на социальную ответственность. Образование должно развивать самостоятельность и критичность ума нового гражданина, готовность и умение преодолевать трудности, способность и желание к самообразованию в течение всей жизни. Данный социальный заказ требует отхода от существующей парадигмы образования, ориентированной на усвоение некоторой суммы научных, однозначно интерпретируемых знаний и стереотипов поведения, которые считаются главной задачей развития личности человека и использование индивидуальных качеств человека обеспечит процветание общества в целом.
Образование является информационной системой, от которой в значительной мере зависит прогресс человечества, а также отдельных государств и сообществ. В то же время, применение новых ИТ в образовании катастрофически отстают от их использования в иных сферах деятельности современного общества - производстве, бизнесе, науке. Во многом это связано с непониманием педагогическими кадрами тех преимуществ, которые может обеспечить применение новых ИТ в учебном процессе. Противоречие между необходимостью совершенствования деятельности школы и отсутствие научно-обоснованных подходов, устанавливающих причины, границы педагогической целесообразности и условия применения новых ИТ в учебном процессе, обуславливает актуальность научной проблемы настоящего исследования.
Анализ процесса компьютеризации отечественной системы образования выявляет следующие его особенности:
несмотря на отсутствие федеральных планов по насыщению школ компьютерной техникой, ее относительная дешевизна и доступность, с одной стороны, и усилия местных органов образования и администрации учебных заведений, с другой стороны, привели к тому, что многие школы располагают техникой, достаточной по уровню для разворачивания различных аспектов образовательных ИТ;
использование компьютеров в работе с учащимися в основном ориентировано на курс «Основы информатики и вычислительной техники» или сопутствующие ему курсы. Происходит непрерывное совершенствование методологических подходов и содержания курса ОИВТ, приведение его в соответствие с современным пониманием информационной картины мира и уровнем развития ИТ;
до сих пор отсутствуют общепринятые дидактические принципы, которые могли бы составить фундамент педагогической теории компьютеризированного обучения. Помимо этого, в большинстве исследований показываются те или иные преимущества новых ИТ, которые только могли бы состояться; механизмы же их внедрения в практику, как правило, остаются вне рамок обсуждения. Без должного теоретического основания практика использования современных ИТ обучения в массовой школе имеет бессистемный, спорадический характер и реализуется в силу понимания проблемы отдельными энтузиастами-педагогами и администраторами. Подавляющее большинство школьных учителей не готовы к использованию компьютерных технологий в своей деятельности;
таким образом, усматривается ряд противоречий процесса компьютеризации школ, приводящих, в конечном счете, к невозможности школы соответствовать современному социальному заказу. К ним следует отнести противоречия между: