Система образования в целом представляет собой совокупность многочисленных элементов, сторон и отношений, взаимодействие которых определяется внутренними и внешними факторами. В связи с этим следует использовать системный подход в качестве общего принципа при анализе учебного процесса в целом и при построении каких-либо концепций, или моделей.
Структура образования может быть представлена в виде совокупности образовательных систем разного уровня. В работе предлагается модель с тремя структурными уровням – система образования, педагогическая система и дидактическая система. Принимается следующая последовательность определений:
Дидактическая система (система обучения) – объединение учащихся и педагога, взаимодействий между ними, а так же используемых методов и средств обучения. Эта система является начальным уровнем при организации образовательного процесса, в ней можно выделить две составляющие информационного взаимодействия: передача – получение знаний (учебной информации) и управление ходом усвоения знаний. Большинство дидактических систем не обладают свойством организационной достаточности, и поэтому функционирует в рамках следующей более высокой системы – педагогической, являясь её подсистемой. В качестве целей функционирования системы выступают цели освоения учебных программ, они же определяют содержательную сторону информационных процессов в системе.
Педагогическая система- совокупность всех систем в составе любого учебного заведения.
Система образования - совокупность всех педагогических систем в масштабах комплекса образовательных задач в интересах общества. Система образования, в целом, представляет собой высший уровень системности в образовании.
Общим для всех уровней системности выступает то, что образовательные цели и задачи должны формироваться вне систем или быть для них фактором внешнего воздействия. [10]
Информационный анализ начат с обсуждения информационных аспектов учения. С точки зрения когнитивной психологии человеческий мозг можно рассматривать в качестве сложной информационной системы, которая непрерывно занята приёмом, переработкой, хранением, извлечением и воспроизведением информации, а так же управлением различными процессами в организме. Сущность обучения человека состоит в усвоении им методов:
получения информации, соответствующей заданному уровню обучения;
обработки этой информации по определённым правилам и включение в тезаурус (особые правила);
достаточно долгого хранения освоенной информации;
точного и эффективного воспроизведения и своевременного применения знаний;
Понимание особенности данных процессов позволяет выделить те элементы учебного процесса, для оптимизации которых требуется учёт индивидуальных информационных характеристик учащегося. К ним отнесены: форма представления информации, объём и темпы её передачи, мотивация обучения, объём тренажа и количество повторений, непосредственный объём памяти. Степень учёта перечисленных факторов может служить мерой результата учебного процесса. [13]
Главный фактор, приводящий к низкий результативности обучения в большой группе, есть несоответствие между объёмом суммарных информационных запросов учащихся и информационной пропускной способностью учителя. Единственным возможным для массовой школы вариантом преодоления этого несоответствия оказывается использование компьютерной техники в качестве средства обучения, что переводит применение новых ИТ в учебном процессе из категории желательных, или модных в категорию необходимых и неизбежных.
Рассмотрение возможных вариантов управления данной дидактической системой позволяет выделить для "безмашинного" обучения четыре базовых системы: "репетиторская", "малая группа", "большая группа" и "разомкнутая группа" (приложение 1). Системы образуют непрерывный спектр; основным критерием принадлежности к той, или иной системе оказывается количество учащихся, приходящихся на одного преподавателя. Рассмотрение особенностей информационного обмена в выделенных дидактических системах позволит сформулировать возможность достижения поставленных целей обучения. Данный принцип носит прогностический и измерительный характер, поскольку при его нарушении, улучшение качественных показателей учебного процесса не может быть достигнуто ни какими оптимизационными мерами. Таким образом, в исследовании показано, что трудности, и недостатки школьного обучения являются следствием объективных законов информатики; преодоление недостатков и радикальное повышение результативности функционирования системы возможно только при изменении технологических основ обучения. [3]