Обоснованы следующие определения:
Информационные технологии образования - совокупность организационных форм, педагогических технологий и технологий управления образовательных процессов, основанных на использовании современных компьютерных и телекоммуникационных систем и обеспечивающих достижение принятых образовательных целей массой учащихся.
Информационные технологии обучения - это совокупность педагогической техники преподавателя, методов обучения, базирующихся на использовании компьютерных средств и технологии педагогических измерений, обеспечивающих воспроизводимое и эффективное достижение поставленных целей обучения в данной предметной области и однозначное отслеживание результативности на всех этапах обучения.
Программно-методический комплекс - совокупность программ учебного назначения, индивидуальных материалов для учащихся и методических указаний для преподавателя, обеспечивающих систематическое использование элементов компьютерных технологий при освоении всей учебной дисциплины или больших ее блоков.
Рассмотрение тенденции развития компьютерных образовательных технологий позволяет отнести к важнейшим из них широкое использование учебных мультимедиа-продуктов, а также доступ к информации посредством глобальных компьютерных сетей, и в первую очередь сетей Интернет. Представляется важной нацеленность компьютерных технологий на решение главной задачи современного образования - обеспечение развития личности учащегося и удовлетворение его индивидуальных познавательных интересов. Наиболее перспективным следует считать комплексный подход к компьютеризации, предполагающий создание единой школьной программационной сети, обеспечивающей. Как потребности учебного процесса, так и решение задач управления.
Дидактические системы взаимодействия «преподаватель – учащийся – компьютер»
Рассмотрение дидактических систем, реализуемых при взаимодействии "преподаватель – учащийся – компьютер" выявляет три возможные схемы управления: объектно–ориентированную (b-1), проблемно-ориентированную (b-2) и предметно-ориентированную (b-3) (приложение 2), что соответствует классификации педагогических программных средств, предложенным Фёдоровым Б.И. [20]. Представленные ДС реализуются в учебном процессе не вместо рассмотренных ранее «классических базовых»(Приложение 1), а наряду с ними, частично их замещая. Это подводит к важному для понимания места компьютера в обучении принципу, названному в работе «принципом встраиваемых компьютерных технологий»: компьютерные технологии в учебном процессе общеобразовательной школы могут использоваться только наряду и параллельно с традиционными схемами взаимодействия между преподавателем и учащимися. Его действие не касается содержательной стороны обучения и из него не следует обязательного доминирования традиционного содержания обучения, также как и отсутствия возможности вывода обучения на технологический уровень. Действие принципа проявляется в том, что организация любой, в том числе компьютерной, технологии обучения обязательно будет содержать и традиционные формы взаимодействия между преподавателем и учащимися, а также между самими учащимися. Другим практическим следствием данного принципа являются возможные варианты организации уроков, на которых учитель предусматривает применение компьютерной техники.
Изложение нового материала и общее управление ходом обучения должен осуществлять преподаватель, ибо именно на нем лежит ответственность за результат. Другими словами, в информационном контуре «преподаватель – учащийся» должна реализовываться групповая составляющая обучения. Напротив, индивидуальная составляющая на начальных этапах усвоения информации связана с многократным повторением уже знакомых теоретических положений и выполнением большого числа практических заданий, а для выхода на творческий уровень требуется возможность проведения самостоятельного исследования. Обе эти задачи весьма успешно могут решаться с использованием компьютера. Таким образом, индивидуальная составляющая обучения должна реализовываться в контуре «учащийся – компьютер». При этом компьютер может выступать и в качестве бесконечно терпеливого репетитора (компьютерный тренаж), и в качестве средства объективной оценки знаний учащегося (компьютерный контроль), и в качестве моделирующей среды (компьютерные исследовательские модели), и в качестве источника новой для учащегося информации. Другими словами, персональный компьютер оказывается для учащегося персональным учителем. Предложенная схема разделения дидактических функций между преподавателем и компьютером наилучшим образом использует возможности того и другого при безусловном главенстве человека и устанавливает тем самым границы педагогической целесообразности применения компьютеров в работе с учащимися.